Большинство наших граждан просто не знают собственных прав

Большинство наших граждан просто не знают собственных прав

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества обращений граждан в комиссию горисполкома по защите прав потребителей за разъяснениями и с заявлениями о защите их прав. Сегодня мы приводим небольшую часть из этих многочисленных обращений. Но в целом проблема состоит в том, что абсолютное большинство наших граждан просто не знают собственных прав, не обращаются к Закону «О защите прав потребителей», который регламентирует отношения в сфере потребления. Наиболее распространенные нарушения закона подпадают под действия сравнительно небольшого количества его статей (с 10-й по 20-ю). Но было бы нелепо нам перепечатывать на страницах газеты положения Закона и этих статей. Сколь долго мы этого ни делали бы, вопросы будут появляться вновь и вновь.
Естественно, мы не собираемся отказывать гражданам, приходящим к нам за защитой, в разъяснении статей Закона и вытекающих из этого их прав. Но, прежде чем совершать сделку по приобретению того или иного товара, прежде чем заключать договор на приобретение (а любая покупка является несомненным фактом заключения такого договора), настоятельно советуем нашим читателям обратиться к положениям Закона. И вы еще до совершения сделки сможете защитить свои интересы. Брошюру с текстом приобрести несложно в любой книжной лавке. А ведь ее текст – настольная книга покупателя.
Е. Ломов,
специалист горисполкома.


Продавец лукавит

Недавно отправились на рынок купить ребенку зимние ботинки, после того, как выбрали подходящие, я спросила у продавца о гарантийном сроке, сколько он и когда начинается. Продавец ответила, что срок они поставят 5 месяцев, а начинаться он будет по закону с момента покупки товара. Неужели, у нас настолько несовершенные законы, ведь понятно, что, если я купила зимнюю обувь в июле, то пятимесячный гарантийный срок на нее закончится раньше, чем эта обувь наденется. Или продавец, устанавливая такой срок, просто была не права? Разъясните, пожалуйста, надо ли ждать осени, чтобы срок гарантии совпал со сроком носки обуви? В этот раз мы ботинки так и не купили, чтобы зря деньги не выбрасывать.
С. Чегодарь.
По закону все как раз и правильно, а вот продавец пытался ввести вас в заблуждение. Гарантийный срок на многие товары действительно устанавливается с момента заключения договора купли-продажи, т. е. с момента покупки товара. Но статья 13 закона Украины «О защите прав потребителей» предусматривает, что на сезонные товары (обувь, одежду, меховые изделия и другие) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона, устанавливаемого Кабинетом министров Украины. Постановлением Кабинета министров Украины от 19 марта 1994 р. №172 установлены следующие сезонные сроки.
Одежда, меховые и иные изделия: весенне-летнего ассортимента — с 1 апреля; осенне-зимнего ассортимента — с 1 октября.
Обувь: зимнего ассортимента — с 15 ноября по 15 марта; весенне-осеннего ассортимента — с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября; летнего ассортимента — с 15 мая по 15 сентября.
Так что, если вы купите зимнюю обувь сейчас, то гарантийный срок на нее начнется только с 15 ноября. А вот окончание сезона на течение гарантийного срока не влияет, и если на ботинки вам установили срок 5 месяцев, то он и продлится с 15 ноября по 15 апреля следующего года.

Обмен и возврат

Вы когда-то печатали список товаров, которые не подлежат обмену, но я тогда не обратила внимания, а сейчас у меня возникла проблема и я хотела узнать, входят ли в него игрушки?
О. Мирошниченко.
Если вещь, которую вы хотите обменять, содержит недостатки (дефекты, поломка, фальсификация и т. д.), допущенные по вине производителя, то это товар ненадлежащего качества — обмену подлежит. А вот с качественными товарами, не подошедшими вам по какой-либо причине, сложнее. Игрушки входят в перечень необменных товаров, правда, не все.
Приводим Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату), согласно постановлению № 172 Кабинета министров Украины от 19 марта 1994 года.
Продовольственные товары, лекарственные препараты и средства, предметы сангигиены.
Непродовольственные товары: детские игрушки мягкие и резиновые надувные; перопуховые изделия; зубные щетки; мундштуки; приборы для бритья; помазки для бритья; расчески, гребешки и щетки массажные; корсетные товары; перчатки; парфюмерно-косметические изделия; сурдины (для духовых музыкальных инструментов); скрипичные подбородники; грампластинки; светочувствительные товары; ювелирные изделия из драгоценных металлов; изделия из янтаря; ткани тюлегардинные и кружевные полотна; ковровые изделия метражные; белье нательное, белье постельное, чулочно-носочные изделия; товары в аэрозольной упаковке; печатные издания; литейный и листовой металлопрокат; трубная продукция; пиломатериалы, погонные (плинтус, наличник); плиточные материалы (древесноволокнистые и древесностружечные плиты, фанера) и стекло, нарезанные или раскроенные под размер, определенный покупателем (заказчиком).

Некондиционные изделия.
Предъявите претензию

Мы приобрели в магазине мебельный гарнитур для наших молодоженов, когда стали его собирать, обнаружили множественные дефекты, из-за которых надо менять диван и шкаф. Можно ли потребовать вместо замены части гарнитура возврат денег, кассовый чек сохранился, упаковка, естественно, нарушена. И если можно вернуть деньги, кто заплатит за транспортировку, если мебель мы покупали в Измаиле?
Л.Дмитриева
Из вашего письма понятно, что мебель еще находится на гарантийном обслуживании. Поэтому, согласно статье14 Закона Украины «О защите прав потребителей», вы имеете право на расторжение договора и возмещение понесенных убытков. А также: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения затрат на их исправления потребителем или третьим лицом; замены на аналогичный товар надлежащего качества; соответствующего уменьшения покупной цены; замены на такой же товар другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом запомните, что по этому же закону, доставка и возврат крупногабаритных товаров осуществляется силами и средствами продавца, а в случае невыполнения данного обязательства, доставка и возврат товаров могут осуществляться потребителем, но за счет продавца. В вашем конкретном случае, доставка и возврат из Измаила и обратно должна оплачиваться продавцом, если, доставка гарнитура (по вашему договору с магазином) была оформлена в Рени первоначально, либо у магазина-продавца есть свой филиал в Рени.

В чем разница?

На одни товары изготовители устанавливают срок годности, на другие — срок гарантии, разве это не одно и то же?
Л. Сахно.
Разница между понятиями срок годности и гарантийный срок все-таки есть и достаточно существенная. Срок, установленный законодательством или нормативными документами, а при их отсутствии — договором, на протяжении которого производитель (исполнитель) обеспечивает нормальную работу товара, называется гарантийным. Он указывается в паспорте на товар, на этикетке или в любом документе, прилагаемом к продаваемому товару (работе или услуге). А срок годности устанавливается для лекарств, пищевых продуктов, изделий бытовой химии, других товаров, которые со временем могут портиться и представлять угрозу для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. Он обязательно указывается на упаковке, этикетке или других документах, прилагаемых к товару, и определяет время, на протяжении которого возможно использование (потребление) товара без угрозы для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. Для перечисленных товаров срок годности считается гарантийным сроком.
Основное различие между этими сроками заключается в том, что продажа означенных товаров без обозначения срока годности, или указанных с нарушением данных требований, а также товаров, у которых срок годности истек, запрещается. А вот реализация товаров без гарантийного срока допускается. В этом случае обмен или возврат некачественного товара возможен на протяжении 6-ти месяцев с момента продажи, а касательно недвижимого имущества — на протяжении 3-х лет с момента передачи потребителю.
Что же касается начала отсчета этих сроков, то срок годности исчисляется от даты изготовления (обязательно указанной) и определяется или временем, в течение которого товар является пригодным для использования, или датой, до наступления которой он пригоден.
Гарантийный срок по общему правилу начинают исчислять с момента заключения договора купли-продажи. На сезонные товары (меховые изделия, обувь, одежду) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона. Если же товар продается по образцам, по почте, а также в случаях, когда время заключения договора купли-продажи и время передачи товара потребителю не совпадают, гарантийные сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) либо сборке — со дня их производства. В случае, когда невозможно установить день доставки, установки (подключения, сборки) товара, а также передачи недвижимого имущества, или если имущество находилось у потребителя до заключения договора купли-продажи, гарантийный срок считается со дня заключения договора купли-продажи.
Кстати, при выполнении гарантийного ремонта гарантийный срок увеличивается на то время, пока товар в ремонте. А при обмене товара гарантийный срок начинается со дня обмена. Обязательно проверьте, чтобы соответствующие изменения были внесены в ваш гарантийный талон.

Сведения на упаковке

Правда ли, что существует общее положение о сведениях на упаковке? Дело в том, что я заметил несовпадение информации на упаковках чая разных изготовителей: у одних расписано все, а другие ограничиваются лишь названием и составом. Продавец на рынке, у которой я покупал чай, говорит, что это личное дело изготовителя, выходит, порядка нет?
Л. Зинченко
Такие положения существуют, так что, покупая чай, внимательно читайте то, что написано на упаковке. Соответствующая маркировка должна быть нанесена на упаковку (этикетки, бирки) любого товара и содержать информацию, обеспечивающую потребителю сознательное и компетентное право выбора, а также возможность обеспечения безопасности при использовании товара. А мы, потребители, кстати, имеем право на получение такой информации согласно статье 18 Закона Украины «О защите прав потребителей». Что же касается непосредственно маркировки пачек чая, то перед покупкой найдите там следующие сведения: название напитка, сорт, состав. Производитель обязан указать добавки и ароматизаторы. Они бывают натуральные — различные травы, цветы, почки, веточки ароматных или целебных растений, улучшающие вкус и приносящие больше пользы. И синтетические — эссенции и искусственные ароматизаторы и остальная химия, в лучшем случае никакой пользы не приносящие. Кроме того, найдите на упаковке срок годности и дату изготовления, полные реквизиты производителя (название фирмы, адрес, телефон), нормативные документы, которым соответствует продукт, способы употребления (заварка, сочетание с другими продуктами). Вся информация должна быть на доступном нам языке (русском, украинском). Если хоть каких-то сведений на упаковке нет, такой чай лучше не брать. Не брать его следует и в том случае, если с момента изготовления чая прошло больше года. Если вы предпочитаете чай в пакетиках, советуем внимательно посмотреть на бумагу, из которой они сделаны, она должна быть пористой и небеленой, а внутри должен находиться именно чай, а не мелкий растительный мусор.
Кстати, при хранении чая не используйте никаких металлических, пластиковых и иных подобных емкостей, лучше всего держать чай в плотно закрывающейся фарфоровой, фаянсовой или стеклянной посуде. Положите в нее апельсиновую корку или щепотку ванилина — чай будет гораздо ароматнее.

Не стесняйтесь!

В последнее время стала замечать, что на рынках весовой рис продается загрязненный, со множеством мусора и «чернушек». Решила перейти на фасованный. Он вроде бы чище, но как узнать, хороший ли он в упаковке, ведь не пощупаешь.
О. Ивченко.
Раз уж вы решили перейти на фасованный рис, запомните, что прежде всего надо обратить внимание на маркировку продукта. Если в ней не указан производитель или отсутствует требуемая информация о продукте (сорт, энергетическая и пищевая ценность, условия хранения, срок годности, дата изготовления и так далее), от покупки надо воздержаться.
Упаковка, кстати, должна быть хоть немного прозрачной, чтобы вы могли разглядеть внешний вид рисовых зерен. Учтите, что и в нем возможно наличие различных примесей. Поэтому перед варкой обязательно переберите и несколько раз промойте рис холодной водой, пока она не станет прозрачной. И еще советуем вам не стесняться и взвешивать пакет на контрольных весах. Как показывает практика, очень часто производители намеренно уменьшают вес фасованной продукции, и вместо килограмма риса вы покупаете граммов 900, а цену при этом никто не снижает.

Пищевые добавки

Насколько безвредны пищевые добавки и как об этом узнать?
С. Калитвинцев.
Вопрос, скорее, надо поставить иначе: насколько они вредны. К сожалению, пищевая промышленность не может без них обходиться. Их множество и консерванты классифицируюттся буквой Е и цифрой (E-200 — E-299). Нет необходимости приводить расшифровку всего списка. Но обязательно следует обращать внимание на запрещенные и не имеющие разрешения вещества, и если, покупая продукты, вы найдете на упаковке одну из вредных Е, отказывайтесь от покупки. Этот список мы и приводим.
Вещества входят в список пищевых добавок, не имеющих разрешения к применению в пищевой промышленности.
E-209 — Пара-гидроксибензойной кислоты, гептиловый эфир. Е-213 — Бензоат кальция. (Calcium Benzoate). Е-214 — Пара-гидроксибензойной кислоты, этиловый эфир (Ethyl phydroxybenzoate). Е-215 — Пара-гидроксибензойной кислоты, этилового эфира натриевая соль (Sodium Ethyl p-hydroxybenzoate). Е-216 — Пара-гидроксибензойной кислоты пропиловый эфир (Propylp-hydroxybenzoate). Е-217 — Пара-гидроксибензойной кислоты, пропилового эфира натриевая соль (Sodium Propylp-hydroxybenzoate). Е-218 – Пара гидроксибензойной кислоты, метиловый эфир (Methylp-hydroxybenzoate). Е-219 — Пара-гидроксибензойной кислоты, метилового эфира натриевая соль (Sodium Methyl phydroxybenzoate)

  • В Крыму сейчас некоторое затишье перед «последним и решительным»… А ещё недавно вибрировали все — и стар, и млад. На собак и кошек цепляли бантики, чаще голубые, размахивали знамёнами разных баррикад и шарахались от апельсинов на прилавках[...]
  • Правоохранительные органы Украины в пятницу задержали несколько людей, торговавших на одном из киевских рынков мясом, зараженным сибирской язвой[...]