Что делать, если отношения с руководством не складываются?
Что же делать и как быть, чтобы понравиться шефу? Вот несколько
советов и примеров. Специалисты считают, что самое главное в отношениях
с начальством — научиться правильно подавать информацию. Прежде
всего, нужно выяснить, как шеф воспринимает то или иное сообщение,
утверждает Пэтти Хэтэуэй, консультант и соавтор книги «Управление
карьерой: стратегии налаживания хороших отношений с боссом».
«У вас может быть разный стиль работы, но, если вы хотите установить
добрые отношения, попробуйте лучше понять вашего шефа, — говорит
Хэтэуэй. — Надо выяснить, что в первую очередь привлекает его внимание
в обсуждении какой-либо проблемы: детали или общая картина? Как
он воспринимает своих подчиненных: они его потенциальные конкуренты
или сотрудники, которым он может доверять? Чем больше психологических
особенностей вы сможете выяснить, тем более эффективно будете общаться».
В одну американскую компанию по розничной торговле пришел новый
гендиректор. В первый же день он заявил сотрудникам, что намерен
проводить политику открытых дверей: все могут приходить делиться
своими мыслями. Гендиректор полагал, что это наилучший способ наладить
хорошие отношения с сотрудниками.
Три дня спустя к нему пришел менеджер по маркетингу. Он принес
дурную весть. Выяснилось, что подчиненные плохо отнеслись к идее
нового шефа. Гендиректор разозлился. Поведение сотрудников казалось
ему вызывающим, и первый его гнев обрушился на принесшего плохую
весть. С этого дня в его отношениях с менеджером по маркетингу
появилась некоторая натянутость. Через некоторое время менеджер
уволился.
«Умение представить начальству проблему в нужном свете, — большое
искусство, — говорит Джислер. — Сотрудники, которые им владеют,
преуспевают чаще других». Подавайте информацию в нужном ключе,
избегайте длинных фраз и лишних слов.
Выясните особенности личности руководителя. Он — не бог, а простой
человек со своими достоинствами и недостатками. Успех сотрудника
часто зависит от того, насколько хорошо он знает сильные и слабые
стороны личности шефа, его систему ценностей, особенности рабочего
опыта и приоритеты в работе, утверждает Джислер.
Американка рекомендует начать с выяснения: что больше всего раздражает
шефа, а что радует? Она советует понаблюдать за сотрудниками, которым
удалось наладить отношения с руководством. Их опыт может помочь.
Кроме того, необходимо взять на себя всю ответственность за установление
добрых отношений с шефом. Сотрудники часто полагают, что за моральный
климат в коллективе отвечает в первую очередь руководство. Мало
кто признает, что налаживать отношения с шефом должен в первую
очередь сам сотрудник.
Начальника можно не только подсиживать. Можно и помочь ему сделать
хорошую карьеру. Карьеры шефа и подчиненного часто тесно связаны
между собой. Если руководитель преуспевает, то в гору идет и его
подчиненный. Иногда руководителя можно даже поучить, но делать
это надо аккуратно и деликатно.
Например, у топ-менеджера одной фирмы, работающей в области информационных
технологий, было шесть разных руководителей за семь лет. Он всех
вводил в курс дела и обучал. Боссы были ему за это благодарны.
Наконец, не торопите события. Доверие нельзя завоевать за один
день. Сьюзен Бикслер, президент и основатель консалтинговой фирмы
«Профессиональный образ», каждый день повторяет эту простую истину
своим многочисленным клиентам. Она призывает сотрудников постепенно,
день за днем строить отношения с боссом и быть разумными.«В последнее
время слишком много компаний пережили сокращения и реструктуризации.
Традиционные отношения сотрудников с руководством претерпели изменения
в худшую сторону», — объясняет Бикслер и призывает быть более дипломатичными,
гибкими и инициативными.