Рени, Степана Разина, Манойлов…

Рени, Степана Разина, Манойлов…

Страстью к голубям заражаются в детстве и не излечиваются всю жизнь… Более 5 тысяч лет назад человек приручил дикого сизого голубя. С тех пор никто не пытался подсчитать людей, увлеченных разведением красивой птицы. И в нашем регионе живет масса охваченных и неохваченных клубами, секциями и федерациями голубеводов, а по-простецки – голубятников.
Николай Федорович Манойлов, житель Рени, разводит голубей с детства, и, что называется, от деда-прадеда. Его дом по улице Степана Разина знают все голубятники в округе, а самого Николая Федоровича хорошо знают и в Украине, и далеко за ее пределами. Судите сами: сама «география» его питомцев – география мира. О чем, например, и говорит одно только название пород голубей, неполный перечень которых мы приводим: Бухарские, Доминиканцы, Кинги, Кавьеры и так далее.
В питомнике хозяин целенаправленно выводит элитных, породистых птиц. Каждый год либо выезжает за рубеж сам, либо заказывает у зарубежных друзей новую породистую птицу или парочку, каждая из которых стоит немалых денег. В питомнике у Николая Федоровича десятки птиц, — лучших из лучших. Каждую он знает «в лицо», как и ее родословную, что называется до седьмого колена. Это для нас, непосвященных, все птицы, как говорится, «на один клюв», а Николай, взяв в руки ту или другую часами может рассказывать и о ее особенностях, и о ее предках, и о ее летных качествах, характере, поведении. Это – раскрытая книга, которую никогда не дочитаешь до конца, потому что каждый день в ней появляются новые страницы…
Для тех, кто не знает таких увлеченных людей, кто не разделяет или не понимает их интересов, может быть, странно и дико прозвучит одно немаловажное обстоятельство: все свои сбережения, все, что он зарабатывает, Николай Федорович вкладывает в птицу, которая никогда не принесет ему никакого дохода. Да, конечно, есть голубятники, занимающиеся разведением элитных пород, как бизнесом, и зарабатывающие на этом немалые деньги. Есть и фермеры, занимающиеся, например, в Венгрии, промышленным производством птицы, как продукта. Но это уже сфера — другая и чуждая для таких людей, как Николай. Голубь для него – птица священная. И обращается он с ней, как с особой царственной.
Вообще же каждый истинный голубятник любит в этих птицах что-то свое. Многие ценят в голубях стиль полета. Стиль полета у каждой породы голубей свой: почтовые быстро летают и хорошо ориентируются, для торцовых характерен полет жаворонка и т. д. Для некоторых голубеводов важна масть их питомцев, экстерьер, что-то еще.
Содержание голубей – удовольствие, как мы уже говорили, не из дешевых. Хотя, конечно же, породистого племенного голубя можно продать довольно дорого. Николай Федорович показал нам вырезку из газеты о баснословной цене в 400 миллионов швейцарских франков, который покупатель заплатил за элитного голубя, совершившего трансокеанский полет из Австралии в Европу.
Такие, вот рекорды способна ставить птица, настолько привычная нашему обывательскому глазу. Такие, вот «размеры» бывают ее стоимости. Между прочим, коль уж мы коснулись этой темы, нелишне будет вспомнить, что, например, большой любитель голубей русский граф Григорий Орлов как-то, не скупясь, отдал за пару породистых турманов тридцать душ крепостных. Элитный спортивный голубь от бельгийца Янсона стоит до 20 тысяч долларов. Цена почтовых голубей непредсказуема. Но в целом, по словам Николая Федоровича, и у любителей, и у профессионалов, эта цена приемлема для того, чтобы заниматься и выведением новых пород, и селекцией для самого себя, как это делает хозяин ренийской голубятни.
Кстати, о голубятниках. Они — народ особый. Не только в смысле своих увлечений. Наверное, можно с уверенностью сказать, что эти люди хорошо знают друг друга (в прямом смысле) на необъятных просторах стран и континентов, поддерживают особые, принятые только в их среде, отношения корпоративного братства и какой-то редкой человеческой чистоплотности. Нарушить своеобразный кодекс чести в такой среде просто невозможно по самой банальной причине: случайный человек в эту среду не попадет. Во всяком случае, если и попадет, то ненадолго.
Кстати скажем, не только вельможные персоны, вроде графа Орлова или лиц королевских кровей увлекались во все времена и у всех народов голубями. До сих пор память нашего первого секретаря ЦК КПУ Виктора Васильевича Щербицкого чтили в основном местные голубятники: в Днепропетровске до сих пор сохранилась голубятня, по преданию, построенная Щербицким собственноручно. Известными голубятниками считаются (и почитаются!) нынешний премьер-министр Виктор Янукович, лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко. Говорят, у них – одни из самых элитных и профессионально подобранных пород голубей, которыми занимаются эти люди, подобно Николаю Федоровичу, не ради прибыли, а ради простого человеческого интереса и любопытства.
…Если гуси, по преданию, спасли Рим, то Париж спасли голуби. Во время осады французской столицы прусскими войсками в 1757 году голубиная почта доставила в Париж и обратно свыше 150 тысяч срочных писем и депеш. Здесь, разумеется, речь не идет об обычных городских голубях. Связь с Парижем обеспечивала искусственно выведенная порода — голубь почтовый.
Первыми заметили необычную способность голубей всегда находить дорогу домой еще древние египтяне. Птенец, впервые поднявшись в воздух, как бы фотографирует мозгом родное гнездо. Потом, увезенный от него даже на дальнее расстояние, голубь всегда возвращается обратно. Механизм такой пространственной ориентации, к слову, не выяснен до сих пор. Известны случаи, когда голуби совершали безошибочные трансконтинентальные перелеты длиной до 7 тысяч километров, подобно тому, о котором рассказывал Николай Федорович.
В XVIII — начале XX века голубиная почта широко использовалась в войсках многих стран. Базой служили передвижные полевые голубятни. Если считать, что крейсерская скорость почтового голубя в полете составляет 80—100 километров, а обычная дальность голубиной связи — 200-300 километров, то такая оперативность в обмене информацией выглядела неплохой.
Телеграф и радиосвязь вывели голубиные услуги из обращения. Голубиная связь перешла в категорию зрелищ.
А где зрелища, там, к сожалению, все «прелести» цивилизации: азарт и деньги. В 1890-м году, в Киеве голубятники основали «Русское общество голубиного спорта». Провели первый чемпионат. Почтовых голубей, выросших в Киеве, перевезли в клетках в Мариуполь и там выпустили. Максимальные ставки в первом киевском тотализаторе достигали четырех рублей.
Нынешняя цена голубиной победы – миллионы долларов. Гонки почтовых голубей популярная спортивная забава и экзотический вид азартной игры во многих странах мира: Китае, Японии, Саудовской Аравии и др. В США существуют две национальные ассоциации, устраивающие состязания голубей. В Канаде подобная организация действует с 1929 года. Южная Австралии проводит гигантские соревнования ежегодно — с 10 тысячами гоночных птиц. Устраивают гонки голубей в Британии. Патронирует королевское общество птичников сама Елизавета Вторая. Но ни одна страна не сравнится с Тайванем по размерам денежных вложений в этот вид игорного бизнеса, количеству спортивных птиц, числу соревнований и азарту игроков. Гонки почтарей — один из самых развитых и прибыльных видов спорта. В стране сотни тысяч голубятников, до 500 состязаний проводятся каждую неделю, и одна птица может принести больше денег, чем один бейсболист за целый сезон игры.
Когда деньги становятся единственной ценностью жизни, что несет с собой капитализм, все — жестоко, отвратительно, бесчеловечно и цинично. Жизнь крылатых спортсменов, как и всех гоночных тварей, невесела: первые четыре месяца жизни птиц холят, затем подвергают тяжелым нагрузкам в частых состязаниях. Преуспевающих голубей продолжают досыта кормить, а птиц, не отличившихся в полете, пускают на шашлык.
К счастью, в Европе, как и у нас, к птицам относятся как к домашним питомцам, подобно Николаю Федоровичу, не помышляя зарабатывать на этом деньги, ставить какие-то спортивные или коммерческие цели. У таких людей, как Николай Федорович, эти милые, доверчивые создания, воркующие каждый на свой лад, — как члены семьи, без которых жизнь была бы скучной и однообразной, может быть менее интересной и богатой на события.
Конечно же, питомцы нашего героя участвуют в перелетах, летали из Босфора в Рени и не раз Конечно же, занимаясь селекцией элитных пород, Николай обменивается ими с коллегами. Разница в том, что все это Николай делает от души и для души, не зарабатывая на этом деньги, а, наоборот, тратя ради этого все или почти все, что он зарабатывает. И не видеть этой духовной чистоты, этого человеческого отношения ко всему живому, не могут окружающие. Потому двор Николая Федоровича по улице Степана Разина в Рени всегда полон людьми, здесь всегда много детей, ведь хозяину есть что показать и есть о чем рассказать.
…После всего увиденного и услышанного во дворе на улице Степана Разина, после знакомства с чудными обитателями его питомника, было грустно услышать напоследок о том, что голуби в нашем районе, особенно, в последнее время стали предметом… охоты. Голубятники боятся выпускать птиц, а управы на браконьера нет. Может быть, нет потому что человек, берущий в руки ружье, не задумывается об этом? Или не знает о таких людях, как Николай Федорович? Хотелось бы, чтобы и знал, и задумывался…
Фото Ю. Кузнецова

  • Ситуация напряженная, но, кажется, наметилось смещение весов, и оно вселяет некоторую надежду, хотя равновесие весьма хрупко. Главные позитивные изменения, которые не преминули сказаться на некоторой сговорчивости Ющенко, — то, что за спиной были уже не только усталые и простуженные мальчики и девочки, обманутые пропагандой и опьяненные революционным пафосом, но и десятки тысяч еще не усталых шахтеров[...]
  • 55 лет назад в Соединенных Штатах Америки появилось первое сообщение о существовании неопознанных летающих объектов (НЛО). Спустя более чем полвека летающие тарелки продолжают оставаться одним из самых загадочных явлений современности[...]