Центр занятости: это не может не волновать всех и каждого…

Центр занятости: это не может не волновать всех и каждого…

Сложившаяся экономическая ситуация в районе повлияла на рынок труда. В 2003-м году на учете в нашем центре занятости находилось 2595 человек. Для сравнения – за 2002 год их было 2296. Тенденция к увеличению уровня безработицы – налицо. И главным образом это касается села. Такова общая тенденция по стране. На селе и по всей Украине – массовая безработица.
Состав безработных - жителей сел по профессиям : трактористы, работники сельского хозяйства (низко квалифицированные), водители, продавцы, приемосдатчики, бухгалтера , электромонтеры, пекари, дежурный по станции, товарный кассир, маляры, тальманы и другие. Часть безработных - жителей сел Лиманское и Долинское - это бывшие работники железнодорожного узла, райпотребкооперации, со стажем работы в 25- 35 лет. А предприятия, которые подают вакансии, требуют специалистов высокой квалификации по таким профессиям, как фрезеровщик токарь, электрик , инженер программного обеспечения и т.п.
Что может сделать служба занятости в таких условиях? Чем помочь людям? Мы обсудили и разработали план встреч с работодателями, особое внимание уделяя селам. Прежде всего, необходимо было более широко и детально проинформировать их о видах услуг, которые оказывает центр занятости. Провели несколько встреч с руководителями сельских советов. Использовали любую возможность для информирования на совещаниях в райгосадминистрации. Организовали с помощью райсовета «круглый стол», во время которого показали видеофильм о работе центра занятости в условиях, так называемой единой системы ЭТОН. Обсудили ситуацию с рынком труда в селах района. Руководители сел заинтересовались возможностями нашей службы. После «круглого стола» работники центра занятости несколько раз встречались с руководителями сел. В результате «первая ласточка» - заключен договор с Долинским сельсоветом на дополнительное рабочее место…

В целом же, если говорить о радикальном решении проблемы безработицы на селе, без помощи государства здесь не обойтись. И такая помощь предполагалась. С инициативой расширить законодательные рамки для безработных, которые желают заняться предпринимательской деятельностью, выступил народный депутат Николай Нощенко, который предложил к рассмотрению Верховной Радой свой законопроект, предусматривавший беспрепятственное выделение средств безработному в случае, если он решает заняться частным предпринимательством, то есть, например, созданием фермерского хозяйства.
Беспроцентные ссуды на эти цели выделялись центрами занятости и раньше. Но и в службе занятости Украины, во всех центрах, подобных нашему, и правительственных кругах, и в Верховной Раде, и в печати, в выступлениях тех граждан, кого это непосредственно касается, не раз отмечалось, что размер такой ссуды реально не позволяет оплатить затраты, необходимые для стартового капитала. Именно эту проблему и попытался решить народный депутат Нощенко. Однако принятие решения по этому вопросу в Верховной Раде было парализовано оппозицией.
Министерство труда и социальной политики в связи с этим, на прошлой неделе распространило заявление пресс-службы по этому поводу. Мы приводим текст этого заявления полностью, поскольку, проблемы, поднятые в нем, имеют отношение к каждому безработному и судьба решений такого рода не может не волновать всех и каждого.
«Верховная Рада Украины 18 мая 2004 года рассмотрела во втором чтении законопроект народного депутата Украины Николая Нощенко «О внесении изменений к Закону Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (о предоставлении ссуд безработным для занятия предпринимательской деятельностью).
Действующий закон «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» предусматривает выплату годовой помощи по безработице для занятия предпринимательской деятельностью. Однако, ввиду того, что сумма такой помощи недостаточна для старта в малом бизнесе, законопроектом Николая Нощенко предлагалось расширить перечень активных действий Государственной службы занятости предоставлением беспроцентных ссуд безработным, зарегистрированным в центрах занятости. Сумма таких ссуд по законопроекту составляла бы от 100 до 200 минимальных размеров заработной платы, то есть от 20 до 40 тысяч гривень. Уплату процентов брал бы на себя фонд социального страхования на случай безработицы.
То есть, предлагался реальный механизм проведения активной политики на рынке труда, что должно было бы привести к уменьшению числа безработных, количество которых сегодня составляет почти два миллиона человек, из которых значительная часть – жители сельской местности, где работу найти особенно сложно. Люди получили бы возможность приобрести навыки самостоятельного предпринимательства при поддержке внебюджетного фонда.
Принятие этого закона, которого так ожидали тысячи безработных украинцев, было заблокировано фракциями непримиримой оппозиции –«Нашої Украины», Коммунистической партии и блока Юлии Тимошенко. А народный депутат Украины Виктор Пинзеник в пылу дискуссии договорился до того, что, мол, информация о бюджетах фондов социального страхования, их доходные и расходные части – тайна за семью печатями. Прежний вице-премьер сравнил эту непрозрачность с «дерибаном» инновационного фонда времен своего управления.
Возможно, в период руководства господина Пинзеника экономическим блоком правительства такая практика и существовала, однако сегодня информация о бюджетах фондов соцстраха доступна не только народным избранникам, но и любому рядовому гражданину, ибо они регулярно публикуются в массовых журналах.
Оппозиция в который раз продемонстрировала преданность принципу: чем хуже — тем лучше. Чтобы завтра опять начать парламентские рыдания об отверженных безработных, которых государство бросило на произвол судьбы…
А нужно же было лишь проголосовать за решение, которое хотя бы на малость уменьшало бы количество безработных, хотя бы немного улучшало ситуацию на рынке труда, на полшага приближало жизненный уровень украинцев к лучшему.
Заявление Пресс-службы Министерства труда и социальной политики Украины».
Чем сегодня занята наша служба, какие виды социальных услуг она предоставляет? Прежде всего, это подбор персонала по заявкам работодателей, это информационные и консультационные услуги, организация профессионального обучения и повышения квалификации необходимых специалистов, переобучение, овладение новыми профессиями, на которые есть спрос, это помощь в организации оплачиваемых общественных и сезонных работ, предоставление дотаций действующим предприятиям любой формы собственности на создание дополнительных или новых, оплачиваемых рабочих мест, наконец, это – регистрация трудовых договоров работодателей с наемными работниками.
Кстати, о последнем. Проблема регистрации таких договоров, — не «дежурная» тема. Слишком часто люди поступают весьма непредусмотрительно, не придавая должного значения «формальностям» и бумагам. Чтобы потом, образно говоря, «не кусать себе локти», каждый гражданин должен знать минимум законодательных требований, соблюдение которых гарантируем ему защиту его собственных прав.
Статья 24—1 КЗоТ Украины гласит: «В случае заключения трудового договора между работником и физическим лицом, физическое лицо обязано в недельный срок с момента фактического допущения работника к работе зарегистрировать составленный в письменной форме трудовой договор в государственной службе занятости по месту своего проживания в порядке, определенном Министерством труда и социальной политики Украины».
Согласно Порядка регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 08.06.2001 г.№ 260 (зарегистрировано Минюстом 27.06.2001г. № 554/5745), физическое лицо и наемный работник обязаны подать на регистрацию в центр занятости по месту проживания физического лица в недельный срок с момента допущения работника к работе следующие документы:
ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО: паспорт, свидетельство о регистрации предпринимательской деятельности, справку из налоговой инспекции об идентификационном коде.
НАЕМНЫЙ РАБОТНИК: паспорт, трудовую книжку, справку из налоговой инспекции об идентификационном коде
ПОМНИТЕ! Только зарегистрированные трудовые договора и соответствующие страховые взносы дают право подтверждения трудового и страхового стажа по всем видам общеобязательного государственного социального страхования.
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, с последними изменениями согласно приказа Минтруда и социальной политики от 08.06.2001г. № 259/34/5 после регистрации трудового договора физическое лицо в трудовой книжке наемного работника делает соответствующую запись.
Не пренебрегайте этими простыми требованиями и положениями закона, не «стесняйтесь» интересоваться у работодателя, у руководителя предприятия или учреждения, где вы работаете, выполняются ли эти требования непосредственно по отношению к вам лично.
И еще об одном, пользуясь случаем, хотелось бы сказать. Об ответственности. Как известно Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» вступил в силу еще с 1 января 2001 года.
Предприятиям, организациям и учреждениям района, не имеющим регистрационных номеров в центре занятости, необходимо срочно зарегистрироваться как плательщикам страховых взносов в фонд. В случае несвоевременной или неполной выплаты страховых взносов, в том числе уклонения от регистрации как плательщика, будет изыматься вся сумма страховых взносов, а также штраф и пеня.
Штраф накладывается в размере укрытой суммы выплат, на которые, согласно Закона, начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения — в трехкратном размере назначенной суммы. Пеня начисляется исходя из 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, которая действовала на момент выплат, начисленных на полную сумму недоимки, за весь ее срок.
За нарушение сроков регистрации как плательщика взносов, накладывается штраф в размере 50 процентов суммы подлежащих к выплате страховых взносов за весь период, который прошел со дня, когда предприятие должно было зарегистрироваться.
Должностные лица, нарушившие сроки регистрации предприятия, организации, учреждения, несвоевременно или в неполной мере перечислившие страховые взносы в фонд, несут административную ответственность.
До санкций и применения мер лучше не доводить. А если есть вопросы, в том числе и у всех наших граждан, напоминаем адрес и телефон: Рени, ул. Шевченко, 23, тел. 2-10-66.
Наталия Буценко,
начальник отдела предоставления услуг Ренийского центра занятости.

  • Какой бы Виктор не одержал выборную викторию, ему придется управлять страной с осторожностью, полагаясь на согласованное мнение противоположных сторон[...]
  • По данным международных организаций, на дне Черного моря, в районах Севастополя и Керчи покоятся около 10 миллионов бомб, снарядов, мин и других неразорвавшихся боеприпасов времен Второй мировой войны[...]