Реальностью стала… точная противоположность

Реальностью стала… точная противоположность

«Друзья привезли в подарок очень красивую коробку конфет из России, какого-то совместного производства. Не в обиду друзьям, конфеты оказались отвратительными, а когда я стала рассматривать упаковку, обнаружила надпись: "Продукт не содержит ГМО". Что это за аббревиатура?
Л.Т. Рени».

За консультацией мы обратились к Валерию Осипову, одному из специалистов, занимающихся проблемой генетически модифицированных продуктов в областном управления по защите прав потребителей. Вот что он рассказал нам по телефону.
— ГМО, — генетически модифицированные организмы, то есть, это любой организм или группа организмов, одно- или многоклеточных, в которых изменен естественный генотип. Изменить генотип исходного организма можно методами генной инженерии, например, заблокировать отдельные гены или вставить их из других организмов. В любом случае создается новый генетический код.
Создают такие организмы с разными целями, одна из них достаточно благородная — накормить голодающих. Но интересный факт: голодающее население Африки от такой пищи категорически отказалось, и все подобные продукты, поступившие из Америки в качестве гуманитарной помощи, были возвращены американцам. У нас отношение к генетически модифицированным организмам слишком беспечное и либеральное: некоторые считают, что такие продукты необходимы, чтобы накормить наше почти голодающее население.
Мы в прошлом году в областном центре целый месяц проводили акцию против ГМО. Демонстрировали картофель, кукурузу, помидоры, другие продукты, которых даже черви не едят. Кажется, акция была достаточно убедительной.
Вообще, любой здравомыслящий человек резонно считает, что нельзя сейчас внедрять эти организмы, так как не были проведены тщательные длительные исследования, которые бы выявили влияние ГМО на наше здоровье, на наследственность. И многие наши врачи не рекомендуют давать продукты, содержащие такие организмы, детям, будущим и кормящим матерям. К сожалению, определить такие товары можно не всегда. Они только начинают маркироваться, но этот процесс еще не развит, соответствующий закон практически не работает, а контролирующих структур, непосредственно наблюдающих за его соблюдением, нет. Так что пока мы боремся с этой проблемой практически в одиночку.
Что касается конфет, отвечу. Внедрение новых технологий удешевления стоимости продуктов, в том числе, мясных, рыбных, кондитерских, основано именно на включении ГМО в рецептуру этих продуктов. При этом нашего согласия, как говорится, никто не спрашивал…
А ведь буквально на днях доктор Тердж Траавик из Норвегии объявил о результатах исследования влияния генетически изменённых зерновых культур на здоровье человека. Он сделал три тревожных открытия.
Во-первых, фермеры на Филиппинах, живущие в областях, где растёт генетически модифицированная кукуруза, встретились с необычной болезнью, которая может быть реакцией на токсин в пыльце этого растения.
Во-вторых, испытания на крысах показали, что вирус мозаики цветной капусты, который используется в зерновых генетически изменённых культурах для включения чужого гена в геном растения, найден неповреждённым в клетках тканей некоторых из подопытных животных. Ранее считалось, что такое невозможно, и потому метод был принят в промышленной биотехнологии, как безопасный.
В-третьих, такой вирус может быть активным. Это означает, что он способен включить какую-либо бездействующую ДНК в нашем собственном геноме и вызвать генетические изменения, совершенно непредсказуемого характера, что способно привести к гибели все человечество, поскольку это открывает возможность пробуждения и опасных вирусов, которые долго бездействовали в нашей ДНК, и новых, которые появятся вследствие мутаций.
Европа, долгое время остававшаяся неприступной крепостью для генетически измененных продуктов, все же решилась легализовать их ввоз. Это означает, что фермерам и агропромышленным компаниям по всему миру придется вносить существенные изменения в стратегию своего бизнеса, а некоторым европейским потребителям начать привыкать к новой диете. Немодифицированных продуктов будет становиться все меньше.
Теперь любой продукт, в котором содержится 0,9 процента или больше ГМО, должен продаваться в упаковке, сообщающей об этом. Торговые фирмы, продающие товар в Европе, обязаны проследить происхождение каждого ингредиента — от грядки до прилавка. Европа с ее высокой покупательной способностью крайне притягательный рынок для производителей ГМО и они действуют агрессивно. В отличие от всего остального мира, свыкшегося с измененными продуктами, европейские потребители не расстаются с недоверием к ним. Сильным сдерживающим фактором являются и экологические организации, прежде всего «Гринпис». ЕС и раньше допускал продажу ГМО в своих странах, но под давлением зеленых, их поставки были сведены до минимума. Сейчас таких продуктов будет больше, и европейцев будут усиленно убеждать покупать их.
Доля ГМО в общей массе производящихся в мире продуктов стремительно растет. Например, уже больше половины сои, которая используется в широком спектре продуктов, — генетически модифицированная.
Американские сельхозпроизводители жалуются на то, что теряют потребителей из-за увеличения на рынке доли ГМО. Фермеры в развивающихся странах сопротивляются их введению, даже если это помогает повысить производительность и победить голод — они боятся потерять европейский рынок.
Все прекрасно понимают, что ГМО действительно таит опасность. Для чего же продолжается экспансия ГМО? Ищите деньги. Если это происходит, значит это кому-то выгодно. Стратегическая цель состоит в другом: завалить рынок дешевымы продуктами с ГМО для того, чтобы резко поднять спрос, а, соответственно и цены на «нормальные» продукты, чего просто так сейчас сделать нельзя.
То, что цель именно такова, свидетельствуют факты. Например, власти округа Мендосино в Калифорнии уже категорически запретили фермерам выращивать модифицированные зерновые и скот. Это, по заявлениям властей, сделает местную продукцию более конкурентоспособной, прежде всего в Европе. То есть, в той самой Европе, которой только что навязали ГМО. Похожие меры готовятся принять и другие округа и целые штаты.
Вот так. А нам продолжают навязывать. Более того, мы не имеем ни малейшего представления о том сколько и в каких пропорциях содержится ГМО в наших традиционных продуктах питания, — мясных и колбасных изделиях и полуфабрикатах, в пельменях, варениках, в консервах, наконец, в тех же кондитерских изделиях. Зачастую не имеют об этом представления и сами производители.
…Мужчина в белом халате и чепце нажал пару кнопок на мониторе, и крышка агрегата, похожего на маленькую летающую тарелку, плавно открылась. По широкому желобку густо потекла розовая кашица — прямо в стоящую рядом тележку.
- Это и есть будущая колбаса.
Откуда в колбасе «бумажный» привкус?.. Помните, в перестроечные времена колбаса стала «не та»? Будто бумаги в нее добавили? Конечно, нет. Использование бумаги на фоне существования тысяч специально созданных пищевых добавок, технологий и соответствующего им оборудования — как минимум смешно.
Лариса Сафонова, начальник отдела регистрации и контроля Укрметртестстандарта, рассказала, что миф о туалетной бумаге в колбасе возник в конце 80-х, когда качество ее резко ухудшилось. «Бумажный» привкус появился из-за крахмала, которого в «перестроечной» колбасе стало намного больше, чем было в советской.
По утверждению Ларисы Сафоновой, ностальгия по «Докторской» по 2,20 и «Любительской» 2,80 — явление вполне закономерное и объяснимое. Та, выстраданная в очередях колбаса, действительно была вкуснее теперешней.
- Не секрет ведь, что все предприятия этой отрасли тогда дотировались государством, и себестоимость колбасы всегда превышала ее цену в магазине. Поэтому сегодня ни один производитель не возьмется делать, скажем, «Докторскую» по ГОСТу 76-го года. По теперешним временам колбаса такого качества не может стоить дешевле 50 гривень, потому что мяса в ней должно быть много, причем высшего сорта. А кто ж ее за такие деньги купит?
Вот и появляются добавки. Та же соя. О том, что она генетически измененная, большинство и не задумываются. Тем более, что наше государство не требуют указания на ГМО при импорте товара. Таким образом в той же современной «Любительской» от прежне, советской осталось одно название.
Теоретически производителю ничто не мешает класть в колбасу 20 процентов мяса и продавать ее по 20 гривень. Другое дело, что брать ее будут плохо. Провести покупателя становится все сложнее — привкус большого количества сои и крахмала наш народ чувствует, да и конкуренция сейчас высокая. Но, выбирая дорогую продукцию незнакомого производителя, потребитель тоже рискует получить совсем не то, что ожидал.
- Единственная в мире страна, где колбаса по-прежнему высочайшего качества, — заключает Лариса Сафонова, — а ГМО недопустимо — Белоруссия. Да-да! Та самая, над которой мы часто посмеиваемся. В составе белорусских колбас до 20-ти процентов качественной сои без ГМО и все остальное – мясо. У нас хорошо, если мяса 20 процентов, а все остальное – добавки. Кстати, в проекте украинского закона о мясе, который сейчас готовится, предусмотрено лишь указывать сою в составе, независимо от ее количества.
На этом можно было бы поставить точку, если бы не еще одна информация, которой поделился с нами Валерий Осипов.
Наблюдаемое в настоящее время исчезновение биологических видов достигает доисторических масштабов. Природа умирает не только в далеких бразильских джунглях, но и непосредственно на наших глазах, писала на днях немецкая газета «Ди вельт».
Она опубликовала обзор английских биологов, посвященный проблеме вымирания видов… в Европе. В исследовании впервые представлен сравнительный анализ исчезновения бабочек, птиц и растений. Вывод, к которому пришел ученый Джереми Томас и его коллеги из Совета исследований окружающей среды, позволяет говорить о начале шестого в истории планеты массового вымирания биологических видов. От предыдущих пяти периодов нас отделяют десятки миллионов лет. Апогеем последнего, произошедшего 65 миллионов лет назад, стала гибель динозавров.
При всех катастрофах каждый раз исчезало более половины всех видов животных и растений, иногда даже свыше 90 процентов. Сейчас человечество имеет все шансы вновь достичь такого уровня. Так, исследователи установили, что «в Великобритании в течение последних 40 лет погибли 28 процентов всех местных растений; за 20 лет птицы потеряли 54 процента выводка; популяции всех видов бабочек сокращаются (по прогнозам, через 20 лет сокращение видов может составить более 71 процента). Особое внимание ученые обращают на беспрецедентное уменьшение видового разнообразия бабочек, что они связывают, в частности, с появлением на полях генетически модифицированных растений. «Реальностью стала точная противоположность того, что предполагалось еще 20 лет назад, — пишет Джереми Томас. — Тогда насекомых считали особо устойчивыми животными. Между тем, бабочки оказались чутким индикатором изменений окружающей среды. Они своим поведением, как бы предупреждают нас, что мир на самом деле переживает кризис своего существования».

  • Этот номер газеты, который мы подготовили к печати, впервые не будет содержать материалов на местные темы. Потому что главная тема сегодня, — то, что происходит в стране, на главных площадях Киева, в Верховной Раде, структурах власти и Центральной Избирательной Комиссии[...]
  • Служба безопасности Украины протестует против обвинений следственной комиссии Верховной Рады в препятствовании объективному расследованию убийства директора региональной телекомпании "ТОР" (Славянск, Донецкая область) Игоря Александрова[...]