Как известно, в этом году к руководству порта пришел
его новый руководитель, которого хорошо знают в Рени. Это Сергей
Константинович Строя, который вырос здесь и как специалист,
и как человек, и как руководитель. Естественно нас интересовало,
в каких условиях сегодня работает коллектив порта, какие изменения
(если они есть) стали происходить в работе его структур и руководства,
как видит новый руководитель перспективы развития порта.
Понятно, что разговор зашел сначала о том, чем (как с улыбкой
выразился Сергей Константинович) управлять мы еще не научились…
С.К.Строя. В прошлом году практически все второе полугодие мы
работали в условиях закрытия навигации. Такого низкого уровня
воды в Дунае не было за последние пятьдесят лет. Плюс – жестокий
неурожай 2003-го года, а ведь наш порт традиционно обрабатывает
большие объемы зерновых грузов, грузопоток которых резко упал.
Итог – убыток пять миллионов гривень. А убыток говорит сам за
себя: невозможно выполнять какие-то социальные программы, не
может идти речи о повышении заработной платы, нельзя решать множество
других вопросов как социального, так и производственного характера.
Последствия этого ощущаются, к сожалению, и сегодня. Простой
пример: в первом квартале нынешнего года порт переработал пятьсот
сорок тысяч тонн грузов, всех видов грузов. Если сравнить показатели
с тем же первым кварталом прошлого года, объем только зерновых
грузов составил у нас триста тысяч тонн.
Корр. Как будет летом мы, конечно же, не знаем, но ясно, что
с начала навигации 2004 года проблемы низкого уровня воды нет.
Не будем делать прогнозов и на урожай нынешнего года и возобновление
зерновых грузопотоков. Вспомним, что в прошлом году, руководство
порта подвергалось критике например, за недостаточную маркетинговую
работу. Что делается сейчас в этом плане, есть ли перспективы
появления в порту новых грузов, которые позволили бы свести риски
если не к нулю, то хотя бы к минимуму?
С.К.Строя. Да, это и есть одна из главных задач. Вот сегодня,
когда мы с вами говорим на эту тему, наш главный диспетчер порта
находится в Москве на переговорах с владельцами грузов, которые
интересуются нашим направлением, далее – переговоры с другими
поставщиками из Российской Федерации, с руководителями структур,
которые занимаются распределением грузопотоков по нашим направлениям.
Надеюсь, что в результате этих переговоров мы обеспечим рост
грузопотока. Ну, как минимум, получим где-то двадцать тысяч тонн
в месяц дополнительно. Немного? Действительно немного по масштабам
порта, но все начинается с малого.
Но это не все. В апреле у нас появилась российская нефть. Надеемся,
она будет поступать и дальше. Надеемся на дополнительные объемы
навалочных грузов, в первую очередь, окатышей и кокса от наших
традиционных поставщиков из России. Появляется у нас и совершенно
новый грузопоток навалочных грузов – руды… из Констанцы. Да,
да, достаточно необычная схема: руда идет к нам в порт, а здесь
перегружается в железнодорожные вагоны. Обычно это делают наоборот.
Наконец, третье. Мы пытаемся привлечь новые грузопотоки, может
быть, не совсем традиционные для Рени. Рассчитывать на высокотехнологичные
высокотарифные грузы, как например, металл, в наших условиях
необоснованно и неправильно. Хотя бы потому, что продолжается
старая история с железнодорожными тарифами в адрес Рени. Они
снова возросли. И тот же Измаил находится в более выигрышном,
чем Рени, положении: не надо нести дополнительных расходов на
транзит по территории Молдовы.
Таким образом, мы обязаны обратить внимание на те грузы, перевозки
которых сегодня не востребованы. Например, совсем недавно, буквально
в апреле, в Рени поступили предложения по перевалке лесных грузов
из Украины, Один договор на грузопереработку уже заключен, второй
– в стадии заключения в ближайшие дни. Начальный объем - порядка
пяти тысяч кубометров в месяц по каждому договору. Есть предварительные
проработки и по другим, как я уже говорил, нетрадиционным для
нас грузам. В общем, медленно, может быть, не так, как хочется,
но положение улучшается. Ну, и не будем забывать о наших традиционных
зерновых. Потеря их из-за неурожая прошлого года была серьезной,
ощутимой. Как будет в этом году от нас уж точно не зависит…
Корр. Специальная экономическая зона «Рени». Мы этой темы, кажется,
не коснулись.
С.К.Строя. Это и есть тема нетрадиционных грузов. Сейчас рядом
с нефтеучастком идет строительство комплекса по перегрузке битума.
Это реализация того самого проекта СЭЗ «Рени» по перегрузке каменноугольной
смолы. У нас есть все основания рассчитывать, что к осени заработает
этот комплекс, как и комплекс по переработке сжиженного газа,
- реализация другого проекта СЭЗ «Рени». Так что в развитии СЭЗ
порт заинтересован кровно. И СЭЗ развивается. Медленно, но устойчиво.