Кислород и друг, и враг

Кислород и друг, и враг

Впервые в мире российский ученый создал теорию, раскрывающую механизм иммунных расстройств. Профессор Лебедев, заведующий лабораторией ЦНИИ эпидемиологии Минздрава РФ — создатель иммунофана. Это уникальное лекарство уже широко применяется в лечении вирусных, онкологических, воспалительных и прочих заболеваний, получило премию правительства России за выдающиеся пионерские разработки отечественной науки.
Писать об ученом Лебедеве, как о нестандартной личности, надо не газетную заметку, а роман. О том, например, как он упорно продолжал исследования в области, от которой отказались даже самонадеянные американцы, — и обогнал их со своим иммунофаном. О том, как, создав производственную лабораторию, столкнулся сразу и с наездом криминальных персонажей, и с угрозой уголовного преследования со стороны государства. О том, как с честью вышел из обеих ситуаций, наладил выпуск нужного лекарства. О чувстве юмора, которым спасался сам и спасал коллектив, уже готовый бросить «безнадежно успешное дело».
Но все это — до других времен. Теперь Лебедев — автор теории, которая, вне сомнения, тоже вызовет вал споров, восторгов и опровержений. Он посягнул на святое — забежал впереди маститых ученых, которые пока единой теории поражений иммунитета не предложили.
Еще лет тридцать назад само слово «иммунитет» было для большинства врачей темным лесом. Теперь почти каждый терапевт почти каждому пациенту уверенно советует «укрепить иммунитет». Изданы тысячи работ, исследующих те или иные механизмы иммунных нарушений, сотни коммерческих фирм кормятся, выполняя дорогие анализы. Проблема от этого не стала проще: почему система, созданная природой для защиты человека от внешнего и внутреннего врага, вдруг ломается и перестает выполнять свою роль? А то и еще хуже — внезапно поворачивает свое оружие против самого человека? Как, в какой момент начинается процесс, который потом назовут иммунодефицитом — ослаблением его функций, или аллергией — превышением его полномочий?
— Иммунные расстройства сопутствуют практически всем болезням, — говорит Лебедев. — Наши исследования показали, что общим для них механизмом является нарушение равновесия между окислительной и антиокислительной системами регуляции — активными формами кислорода и естественными антиоксидантами. Это открывает путь к пониманию природы, а значит — и коррекции иммунных нарушений.
Активные формы кислорода или свободные радикалы тоже давно привлекают внимание ученых. Но эти работы главным образом исследовали их активность в различных частных случаях или при отдельных заболеваниях. Лебедев и его сотрудники, продолжая изучать свой собственный препарат, который аналогичен естественным пептидам, выполняющим в организме регулирующую роль, подошли к проблеме системно.
И выяснили интересные закономерности. В норме свободные радикалы кислорода, окисляя бактерии, вирусы и прочие инфекционные агенты, уничтожают их, выполняют роль «внутренних войск». В узде их держат антиоксиданты, то есть антиокислители, которые не дают свободным радикалам слишком разгуляться, уничтожать здоровые и родные клетки. Уравновешенная сложная система обеспечивает работу иммунитета в норме. Как только равновесие нарушено, возникает реакция окислительного стресса — свободные радикалы, как взбесившаяся армия, поворачивают оружие против самого организма, разрушая слаженную работу иммунной системы.
Регулировать этот процесс можно — и не только при помощи лекарств, но даже и рациональным питанием. Ведь самыми доступными антиоксидантами являются витамины и микроэлементы, которые так настойчиво советуют нам применять врачи. А лекарства Лебедева, это, в сущности, и не лекарства вовсе, если говорить по большому счету. Это – кислород в той форме и в тех дозах, которые необходимы пациенту во-первых, для того, чтобы кислород выполнил свою функцию окислителя, а во-вторых, чтобы с этой своей функцией он не «переборщил» и не стал ядом. Все просто, как и все гениальное. И в то же время безумно сложно, если ты заставляешь обычное природное вещество работать так, как надо, как это задумано природой, на которую ополчаются вирусы, или которую мы так старательно сами пытаемся загнать в угол собственными вредными привычками. В целом же, резонанс научного мира на открытие Лебедева характеризуется одним словом: «шок».
Татьяна Батенева

  • Когда она видит в витрине слова «У нас скидки!» или «Распродажа!», то моментально делает стойку, как охотничья собака на дичь. Отвлечь и увести ее от магазина уже невозможно…[...]
  • Сегодня есть концепция административной реформы, которая, как завершающий этап, предусматривает укрупнение регионов, с тем, чтобы это были самодостаточные структуры, но в то же время способствовали укреплению единства нашего государства[...]