Поскольку незамечен, считать виновным!..

Поскольку незамечен, считать виновным!..

Гримасы нашей экономики и нашего, с позволения сказать, «народного хозяйства» иногда просто поражают своей бессмысленностью и идиотизмом. Когда же определенные действия определенных хозяйственных структур, направленные на цели в общем-то понятные и осмысленные, начинают пользоваться «правовыми методами», оказывается, что таковых они попросту не знают.
И к самому понятию права, и к его практическому осуществлению эти структуры подходят без ума, логики, знания и, что страшнее всего, без всякого уважения к человеку, - с презрением, хамством, нарушением и правовых, и морально-этических норм и принципов.
Хамство с большой буквы, как явление вообще, – отличительная черта нашего общества. И мы в этом виноваты сами, потому что элементарное бытовое хамство в общении друг с другом допускаем на каждом шагу. Но речь сегодня не о личном и проблемах общения, а как раз о предметном, о том, что стоит денег и за что надо платить.

Так совпало, что на второй странице нашей газеты мы опубликовали язвительную заметку об украинской энергетике, которая, ввиду перепроизводства, не снижает тарифы, а делает наоборот: останавливает работу энергоблоков электростанций. Одним словом, и государство наше, и некоторые его уже не государственные, а частные структуры, не только не умеет продавать хороший товар и зарабатывать, они не хотят вообще работать! И тогда, не растраченную на работе энергию, они направляет совсем не туда, куда нужно.
Знаете на что? На ожесточенную борьбу с собственными гражданами!
В последнее время в центральной печати все чаще раздаются голоса, призывающие к реформированию системы энергопоставляющих компаний, тех самых «Облэнерго», которым мы платим за свет. «Облэнерго» не производят электроэнергии. Зато они собирают за нее деньги (при этом никогда своевременно не оплачивая их тем, кто эту электроэнергию производит). Да, «Облэнерго» обслуживают электросети во всех регионах, и от них зависит бесперебойная подача электроэнергии в каждую квартиру. Работа колоссальная. Но те же «Облэнерго» в ущерб государству, обществу, конкретным людям, а, в конечном счете, и себе лично, пользуются своим монопольным правом: навязывают условия потребителю, по своему разумению отключают или не отключают его от системы, вообще диктуют. Всегда и во всем. Нередко этот диктат переходит границы, нарушая и права человека, и морально-этические нормы, которые все-таки в нашем обществе, как минимум, не отменены.
Характерной чертой последнего времени абсолютно для всех «Облэнерго» Украины стала «охота не ведьм», то есть, кампания по поиску, обнаружению и пресечению деятельности тех, кто совершает кражи электроэнергии. Кампания эта набрала в последнее время такие «обороты», что уже завтра у нас, например, каждый житель Рени окажется в списках потенциальных воров. И не надо ни с кем считаться. Просто составляй акт и требуй деньги.
Вот так, например, действовала комиссия Ренийской РЭС по отношению к жительнице нашего города, 76-летней Зиновии Ивановне Ганевой, проживающей по улице Пролетарской в доме № 9. Точнее, не столько проживающей там, сколько появлявшейся в своей квартире три-четыре раза в году только для того, чтобы заплатить коммунальные услуги и снова уехать в Татарбунарский район к своей матери, ввиду глубокой старости, требующей постоянного ухода.
Старушку все-таки решили причислить к разряду расхитителей. Во всяком случае, совершенно недвусмысленно говорит об этом акт все той же комиссии, составленный 5 февраля.
Замечателен текст письма заместителя начальника РРЭС И. В. Лунки, адресованный в марте городскому голове в ответ на жалобу Зиновии Ивановны, направленную в горисполком. Процитируем текст письма полностью. «Сообщаем, что 05.02.2004 г. монтерами Трифоновым М. М., Кожухар М. И. при плановой замене электросчетчика было обнаружено нарушение пломбы Госстандарта. Электросчетчик был снят, опломбирован и вручен абоненту. Комиссия РРЭС по рассмотрению нарушений электросчетчиков при осмотре 05.02.2004 г. обнаружила, что Госпломба нарушена (нитка катушечная, пломба не зажата, видны следы вмешательства в счетный механизм).
При анализе лицевого счета, комиссия обнаружила, что контролеры РРЭС раз в три месяца производили съем показаний электросчетчика, и не было обнаружено нарушений. Поэтому акт считается действительным».
Разгадать эту абракадабру практически невозможно. Как прикажете понимать? Поскольку контролеры ни разу не обнаружили нарушений, акт о том, что нарушения есть надо считать действительным? Иными словами человека следует зачислять в потенциальные преступники именно потому, что ранее за ним склонности к преступности не замечено?! Ведь так выходит! Мы уже не говорим о том, что никакой акт (а это документ серьезный) не может быть составлен исключительно заинтересованными лицами. Это все равно, что грабитель с большой дороги будет составлять вместе с бандой акт на потерпевшего ввиду того, что при нем не было обнаружено денег, предназначенных для ограбления.
Разницы – никакой. Но то, что составляются такие акты, и люди от этого страдают, их бездоказательно обвиняют, им отключают электроэнергию, их заставляют приобретать новые счетчики и так далее, и тому подобное, - все это на самом деле Акты бандитизма и беспредела по отношению к рядовому гражданину.
Сегодня отношения между поставщиком и потребителем регулируются и должны регулироваться договором. Наличие абонентской книжки на оплату электроэнергии актом заключения договора между сторонами не является. А при отсутствии договорных отношений любые действия любых контролеров не могут быть оправданы, если на то нет личного согласия квартиросъемщика. В соответствии с нормами и положения Закона «О правах потребителя» потребитель обладает на законодательном уровне преимуществами перед поставщиком, действия в ущерб потребителю наказуемы и в административном, и в гражданском, и даже в уголовном порядке. Так что если монтер начнет вам предъявлять какие-то претензии, не пускайте его на порог, а отправляйте к его же собственному начальству. Надо им заменить электросчетчик – пусть его и заменяют, и тратятся на него. Вы же лично не брали на себя соответствующих обязательств.
В отношении пломбы и ее нарушений. При опломбировании, которое должно делаться исключительно в вашем присутствии, вам должны показать рисунок устанавливаемой пломбы и оставить образец этого рисунка для сличения. Если этого не сделано, то никакой Госпломбы у вас и не было, и опломбирования – тоже.
Никакой акт не может быть составлен на вас исключительно заинтересованными в его результатах лицами. Это все равно, что продавцы магазина, куда вы возвращаете негодный товар, начнут составлять на вас акты, что вы сами испортили консервы или колбасу. Что-то в торговле примеров столь наглого цинизма не наблюдается, а у других продавцов другого товара, - хоть отбавляй.
Наконец, у вас есть превентивное право не пускать на порог никого, без постановления или решения судьи. Так что пользуйтесь этим правом и отсылайте посетителей туда, откуда они пришли. Можно и дальше… Даже показания счетчика они не могут снять без вашего на то желания, и вы вправе продиктовать им эти показания через порог, если захотите.
Вину, ущерб, его размеры и прочие, прочие условия взаимоотношений между продавцом и потребителем, если нет обоюдного согласия, решает суд и только суд. Не хотите вы этим заниматься, отправляйте в суд своих посетителей и точка.
Понятно, что Зиновия Ивановна обратилась с жалобой к руководителю РРЭС А. Н. Хиоара, обратилась с жалобой и в горисполком. К сожалению, ничего другого кроме судебного разрешения такой и подобной этой конфликтной ситуации горисполком предложить не может.
Тем не менее, специалист горисполкома Е. Ломов сейчас вплотную занимается этой проблемой, ведет сбор и анализ жалоб граждан, потому что такие жалобы не единичны. Люди говорят о том, что при посещении их контролерами РРЭС, подойдя к счетчику, тот или другой контролер просит хозяина квартиры принести спичку, ручку, фонарик, то есть, чтобы хозяин на полминуты отлучился. Спустя некоторое время хозяину заявляют о «нарушении пломбы Госстандарта». Именно такая ситуация была в квартире Натальи Ковалевой, которая сегодня требует от РРЭС вразумительного ответа почему претензии ей не предъявили сразу, а лишь после того, как она оставила на некоторое время контролеров одних у счетчика.
Теперь, конечно, Наталья и на порог не пустит незваных гостей и, возможно, в судебном порядке будет добиваться возмещения ущерба. И морального, и материального. Но ведь можно до этого не доводить.
Чрезмерное усердие Салтыков-Щедрин в свое время назвал тупосердием. Мы, кажется, не раз об этом писали. И пример такого усердия ярче, чем приведенная нами выше цитата из акта РРЭС, просто не приведешь. Как говорится, нарочно не придумаешь.
Таким образом, лучший способ защиты, который мы можем предложить в качестве совета нашим читателям (в ответ на все-таки некорректные действия работников РРЭС), это попросить гостей принести вам для подписания договор о взаимных обязательствах. А если вам в этом отказывают, откажите и вы в посещении собственного жилища. По крайне мере, вы сохраните себе энное количество нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются.
Л. Василишин
(По материалам отдела защиты прав потребителей горисполкома).

  • В той ситуации, в которой оказались все мы после 21-го ноября просто нельзя оставаться «не определившимся» или «согласным» «с предыдущим оратором», как говаривали у нас в не столь уж отдаленные времена[...]
  • Представительство Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Украине заинтересовано не допустить проникновения беженцев в Европу. Ради этого готовы обещать все, что угодно[...]