Великий и светлый праздник Воскресения

Великий и светлый праздник Воскресения

Вербное воскресенье

За неделю до Пасхи отмечалось вербное воскресенье. Это был день торжественного въезда Христа в Иерусалим. Войдя в храм Божий, Христос совершал чудеса, вылечивая больных и помогая страждущим. Этот день получил названия Пальмового воскресенья.
У нас верба стала своеобразным аналогом вечнозеленой пальмы, и воскресенье у нас стало Вербным. Именно верба первой откликается даже на самое небольшое потепление, выпуская свои цветы-«котики». Этот крошечный пушистый «котик» — предвестник всех весенних обещаний природы: торжества зелени, теплых дождей, цветения всей земли.
Вербное воскресенье можно рассматривать как своеобразный момент общей психотерапии: похлестывая друг друга веточками, приветствуя, желая здоровья и долголетия, создавалась атмосфера особой искренности, доброжелательности.
Люди верили действию и слову, и вера укрепляла человека. По дороге домой вербой можно одаривать знакомых, родственников, но как только она вносится в дом и ставится в «красный угол», она становится предметом священным и уже не одалживается никому, даже близким родственникам.
Возвратившись домой, легонько трижды похлестывали всех членов семьи. При обрядовом хлестании стремились передать посредством контактной магии жизненные силы и стойкость вербы.
Произнесенные слова подобны заговору. Позже хозяин совершал обрядовый обход всех жилых и хозяйственных построек, также похлестывал их и втыкал между бревен веточки вербы. Похлестывали и домашних животных (кроме кошек и собак), ульи с пчелами, каждое плодовое деревце. Почитая Землю-матушку, хлестали веточками поле, огород. Этими действиями стремились пробудить от сна плодоносные силы природы и оградить от болезней и сглаза все живое.
Славяне всегда почитали своих предков, навещали их и в Вербное воскресенье, при этом трижды похлестывали могильный холмик и произносили только две первые строки приговора. Таким образом пучок вербы уменьшался. В течение всего года по разным необходимостям (обрядовым или бытовым) вытачивались прутики и пучки вербы. Освященной вербой выгоняли в первый раз в поле свою корову, коня на Юрьев день
При первом выгоне скота на пастбище вместо хлыста брал с собой вербочку пастух. С освященной вербой шли вспахивать яровое поле, поднимать целину. Кроме того, вербу считали средством лечебным и оберегом от дурного глаза.
Пушистые «котики» проглатывали при болезни горла, окуривали вербой и можжевельником помещение, где находился больной. Были здесь и загадывания о судьбе: хлестнув веточкой первого встречного парня, девушка спрашивала у него имя, загадывая на будущего мужа.
На западных территориях католики из сухостоя и вербы изготавливали так называемые «пальмы Вiленскiя», украшая их засушенными цветами, травами, мхом, колосками. Этой «пальмой» украшали дома. Пусть вербочка даст нам здоровье и силу в этом году!

Страстная седмица

5 апреля, у христиан всего мира началась Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой, которая в этом году совпадает по времени у представителей западной и восточной традиций. В эти дни церковь вспоминает крестные страдания Иисуса Христа, предписывая верующим строгий пост «ради Страстей Христовых», которые он претерпел за грехи человечества. Кроме того, усиленным постом православные пытаются достойно подготовить себя к встрече Светлого Христова Воскресения.
В Страстную седмицу все дни называются Великими по причине великих воспоминаний, совершаемых церковью. Это и чудеса, которые сотворил Спаситель, и знаменитая тайная вечеря, во время которой совершилось предательство Иуды, а также осуждение Христа, его возведение на Голгофу и распятие, о котором верующие вспоминают в Страстную пятницу — самый скорбный день христианского календаря.
Завершается Страстная неделя по прошествии субботы — в полночь, когда верующие приветствуют друг друга радостным восклицанием «Христос воскресе!", возвещая наступление главного христианского праздника.
В этом году православные и католики празднуют Пасху в один день. Различия в пасхалиях основано на разнице в вычислении дня весеннего равноденствия в юлианском и григорианском календарях, а также на отказе католиков от правила несовпадения христианской пасхи с еврейской.
Пасхи совпадали в 1987, 1984, 1980 и 2001 годах. В следующий раз, в соответствии с календарями, христиане вместе отметят свой главный праздник в 2007, 2010, 2011, 2014 и 2017 годах.

Почему красят яйца?

В I веке от Рождества Христова ученица Иисуса, святая Мария Магдалина, ходила по городам и проповедовала христианскую веру. Пришла она и в Рим, к императору Тиберию, чтобы поведать и ему о чудесном Воскресении Иисуса Христа. Тогда было обязательным подносить дары императору, но у Марии ничего не было, и она принесла с собой простое куриное яйцо. После ее проповеди император-воскликнул: «Воскресение из мертвых так же невозможно, как превращение этого яйца из белого в красное!» При этих словах яйцо стало красным. С того времени на Пасху христиане дарят друг другу крашеные яйца со словами пасхального приветствия: «Христос Воскресе!»

Праздник Воскресения

Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по внутреннему соотношению с вехозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, так был назван в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо, оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи. Другое древнее толкование праздника, обязанное своим происхождением греческим экзегетам, связывает его с созвучным греческим "страдаю".
Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер плотию, но плоть Его соединена в одну Ипостась неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно с Богом. Словом, Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти тела и души Христовых, находящихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, с Тем, Кто по Своему Божеству есть Воскресение и Жизнь.
В Домостроительстве спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти Своей сошел во ад, "яко восхоте", ниспровергнул смерть, "яко Бог и Владыка". Воскрес тридневен и с Собой воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления. Сломив твердыню смерти, Христос показал путь к жизни вечной.

Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием - смертью. Ниспровергнута смерть. Отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова мучительства. Смерть после Воскресения Христова не обладает благочестиво жившими и умершими, ибо Христос уничтожил власть смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении.
Христос воскрес, победив смерть. Но и после Его Воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает уносить свои жертвы. Но она только переплавляет сосуды нашей души - тела для воссоздания в день воскресения в новом, духовно обновленном виде. И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно погибнуть - в смерти, чтобы дать колос - новую жизнь. Наше тление в смерти есть путь к нетлению. Как Христос умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти по закону духа и жизни в Нем.
Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это - поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь.
Пасха - древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания - о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования - Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения. Сообразно с характером воспоминаний первые из этих дней чествовались постом, вторые - торжественной радостью. Впоследствии эти дни получили названия Страстной и Светлой седмиц.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно время. На Востоке, в Малоазийских церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (по нашему счету март - апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная Церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Попытка установить согласие между Церквами в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время.
Соборное определение о Пасхе до нас не дошло. С древнего времени Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, иногда бывает и позже.
Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу.
Темные одежды священнослужителей сменяются светлыми. До начала пасхального богослужения с вечера в храме читаются Деяния апостолов, как составляющие непреложное свидетельство истины Воскресения Христова.
До начала пасхальной заутрени храм, по древнему обычаю, наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами чрез Воскресение Христово. В древности для этого в храмах поставлялись сосуды с горящими углями и благовонным фимиамом. Во время пасхального богослужения в храмах зажигаются все светильники, и находящиеся в храме стоят со свечами в знак полноты духовной радости.
Со времени апостольского Церковь совершает пасхальное богослужение ночью.
По материалам УПЦ (МП)

  • История политических отравлений — это книга, которая никогда не будет написана. Большинство страниц в ней не могут быть заполнены — об этом позаботились те, чьи имена и деяния должны были быть начертаны там. Сколько правителей, умерших, как считают, своей смертью, в действительности были отравлены? Достоянием историков стали лишь попытки, окончившиеся неудачно, или успешные, но имевшие болтливых свидетелей. Память же о большей части злодеяний ушла в небытие вместе с теми, кто совершил их[...]
  • Больницы Украины, финансируемые из бюджетов различных уровней, сокращают питание пациентов в среднем на 5,5 процента по сравнению с выделяемым на эти цели финансированием. Ежегодно на пищеблоках раскрадывается продуктов на сумму около 10 миллионов гривень[...]