Вербное воскресенье
За неделю до Пасхи отмечалось вербное воскресенье. Это был
день торжественного въезда Христа в Иерусалим. Войдя в храм
Божий, Христос совершал чудеса, вылечивая больных и помогая
страждущим. Этот день получил названия Пальмового воскресенья.
У нас верба стала своеобразным аналогом вечнозеленой пальмы,
и воскресенье у нас стало Вербным. Именно верба первой откликается
даже на самое небольшое потепление, выпуская свои цветы-«котики».
Этот крошечный пушистый «котик» — предвестник всех весенних
обещаний природы: торжества зелени, теплых дождей, цветения
всей земли.
Вербное воскресенье можно рассматривать как своеобразный момент
общей психотерапии: похлестывая друг друга веточками, приветствуя,
желая здоровья и долголетия, создавалась атмосфера особой искренности,
доброжелательности.
Люди верили действию и слову, и вера укрепляла человека. По
дороге домой вербой можно одаривать знакомых, родственников,
но как только она вносится в дом и ставится в «красный угол»,
она становится предметом священным и уже не одалживается никому,
даже близким родственникам.
Возвратившись домой, легонько трижды похлестывали всех членов
семьи. При обрядовом хлестании стремились передать посредством
контактной магии жизненные силы и стойкость вербы.
Произнесенные слова подобны заговору. Позже хозяин совершал
обрядовый обход всех жилых и хозяйственных построек, также
похлестывал их и втыкал между бревен веточки вербы. Похлестывали
и домашних животных (кроме кошек и собак), ульи с пчелами,
каждое плодовое деревце. Почитая Землю-матушку, хлестали веточками
поле, огород. Этими действиями стремились пробудить от сна
плодоносные силы природы и оградить от болезней и сглаза все
живое.
Славяне всегда почитали своих предков, навещали их и в Вербное
воскресенье, при этом трижды похлестывали могильный холмик
и произносили только две первые строки приговора. Таким образом
пучок вербы уменьшался. В течение всего года по разным необходимостям
(обрядовым или бытовым) вытачивались прутики и пучки вербы.
Освященной вербой выгоняли в первый раз в поле свою корову,
коня на Юрьев день
При первом выгоне скота на пастбище вместо хлыста брал с собой
вербочку пастух. С освященной вербой шли вспахивать яровое
поле, поднимать целину. Кроме того, вербу считали средством
лечебным и оберегом от дурного глаза.
Пушистые «котики» проглатывали при болезни горла, окуривали
вербой и можжевельником помещение, где находился больной. Были
здесь и загадывания о судьбе: хлестнув веточкой первого встречного
парня, девушка спрашивала у него имя, загадывая на будущего
мужа.
На западных территориях католики из сухостоя и вербы изготавливали
так называемые «пальмы Вiленскiя», украшая их засушенными цветами,
травами, мхом, колосками. Этой «пальмой» украшали дома. Пусть
вербочка даст нам здоровье и силу в этом году!
Страстная седмица
5 апреля, у христиан всего мира началась Страстная седмица
— последняя неделя перед Пасхой, которая в этом году совпадает
по времени у представителей западной и восточной традиций.
В эти дни церковь вспоминает крестные страдания Иисуса Христа,
предписывая верующим строгий пост «ради Страстей Христовых»,
которые он претерпел за грехи человечества. Кроме того, усиленным
постом православные пытаются достойно подготовить себя к встрече
Светлого Христова Воскресения.
В Страстную седмицу все дни называются Великими по причине
великих воспоминаний, совершаемых церковью. Это и чудеса, которые
сотворил Спаситель, и знаменитая тайная вечеря, во время которой
совершилось предательство Иуды, а также осуждение Христа, его
возведение на Голгофу и распятие, о котором верующие вспоминают
в Страстную пятницу — самый скорбный день христианского календаря.
Завершается Страстная неделя по прошествии субботы — в полночь,
когда верующие приветствуют друг друга радостным восклицанием
«Христос воскресе!", возвещая наступление главного христианского
праздника.
В этом году православные и католики празднуют Пасху в один
день. Различия в пасхалиях основано на разнице в вычислении
дня весеннего равноденствия в юлианском и григорианском календарях,
а также на отказе католиков от правила несовпадения христианской
пасхи с еврейской.
Пасхи совпадали в 1987, 1984, 1980 и 2001 годах. В следующий
раз, в соответствии с календарями, христиане вместе отметят
свой главный праздник в 2007, 2010, 2011, 2014 и 2017 годах.
Почему красят яйца?
В I веке от Рождества Христова ученица Иисуса, святая Мария Магдалина, ходила по городам и проповедовала христианскую веру. Пришла она и в Рим, к императору Тиберию, чтобы поведать и ему о чудесном Воскресении Иисуса Христа. Тогда было обязательным подносить дары императору, но у Марии ничего не было, и она принесла с собой простое куриное яйцо. После ее проповеди император-воскликнул: «Воскресение из мертвых так же невозможно, как превращение этого яйца из белого в красное!» При этих словах яйцо стало красным. С того времени на Пасху христиане дарят друг другу крашеные яйца со словами пасхального приветствия: «Христос Воскресе!»
Праздник Воскресения
Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по
внутреннему соотношению с вехозаветным праздником Пасхи, который,
в свою очередь, так был назван в воспоминание того события,
когда при исходе евреев из Египта ангел, погублявший первенцев
египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях
еврейских жилищ, проходил мимо, оставляя неприкосновенными
первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием
и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти
к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи. Другое
древнее толкование праздника, обязанное своим происхождением
греческим экзегетам, связывает его с созвучным греческим "страдаю".
Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий
подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось
свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и
Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер плотию, но плоть
Его соединена в одну Ипостась неслитно, неизменно, нераздельно,
неразлучно с Богом. Словом, Христос воскрес, ибо смерть не
могла удержать в своей власти тела и души Христовых, находящихся
в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, с Тем, Кто
по Своему Божеству есть Воскресение и Жизнь.
В Домостроительстве спасения Воскресение Христово есть явление
Божественного всемогущества: Христос по смерти Своей сошел
во ад, "яко восхоте", ниспровергнул смерть, "яко
Бог и Владыка". Воскрес тридневен и с Собой воскресил
Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления. Сломив
твердыню смерти, Христос показал путь к жизни вечной.
Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием
- смертью. Ниспровергнута смерть. Отвергнуто, осуждено древнее
осуждение смерти. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова
мучительства. Смерть после Воскресения Христова не обладает
благочестиво жившими и умершими, ибо Христос уничтожил власть
смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении.
Христос воскрес, победив смерть. Но и после Его Воскресения
смерть в человечестве временно еще продолжает уносить свои
жертвы. Но она только переплавляет сосуды нашей души - тела
для воссоздания в день воскресения в новом, духовно обновленном
виде. И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия
Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная
жизнь есть только зерно для посева, которое должно погибнуть
- в смерти, чтобы дать колос - новую жизнь. Наше тление в смерти
есть путь к нетлению. Как Христос умер по плоти и ожил духом,
так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти по закону
духа и жизни в Нем.
Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи:
спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является
провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это - поистине
Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит
смерть, являются нетление и вечная жизнь.
Пасха - древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен
и праздновался уже в апостольское время. Древняя Церковь под
именем Пасхи соединяла два воспоминания - о страданиях и о
Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие
Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой
частей праздника употреблялись особые наименования - Пасха
страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения. Сообразно
с характером воспоминаний первые из этих дней чествовались
постом, вторые - торжественной радостью. Впоследствии эти дни
получили названия Страстной и Светлой седмиц.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно
время. На Востоке, в Малоазийских церквах, ее праздновали в
14-й день нисана (по нашему счету март - апрель), на какой
бы день седмицы ни приходилось это число. Западная Церковь
совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Попытка установить согласие между Церквами в этом вопросе была
сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине
II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать
Пасху повсеместно в одно время.
Соборное определение о Пасхе до нас не дошло. С древнего времени
Православные Поместные Церкви определяют дату празднования
Пасхи по так называемой александрийской пасхалии: в первое
воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между
22 марта и 25 апреля, иногда бывает и позже.
Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника
Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой
сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую
седмицу.
Темные одежды священнослужителей сменяются светлыми. До начала
пасхального богослужения с вечера в храме читаются Деяния апостолов,
как составляющие непреложное свидетельство истины Воскресения
Христова.
До начала пасхальной заутрени храм, по древнему обычаю, наполняется
фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами чрез Воскресение
Христово. В древности для этого в храмах поставлялись сосуды
с горящими углями и благовонным фимиамом. Во время пасхального
богослужения в храмах зажигаются все светильники, и находящиеся
в храме стоят со свечами в знак полноты духовной радости.
Со времени апостольского Церковь совершает пасхальное богослужение
ночью.
По материалам УПЦ (МП)