Традиции, обряды

Традиции, обрядыОрловка – единственное в нашем районе село, где дружно, как в одной большой семье, отмечается Рождество по-католически. Причем, по своему вероисповеданию живут здесь не католики, а православные христиане. Откуда же такая традиция, где ее корни? С этим вопросом мы обратились к Орловскому сельскому голове Ивану Васильевичу Киронаки.
-Традиция праздновать Рождество вместе с католиками имеет исторические корни. Известно, что в Орловке традиционно этот христианский праздник отмечался в канун нового года. Он сопровождался отправлением самых разнообразных и замечательных обрядов, пришедших из глубины веков и отражающих самые лучшие стремления людей – к добру, миру, богатому урожаю.
Известно, что коммунистическая идеология, пришедшая вместе с советской властью, несовместима с религией. Вместе с ней она отбрасывала все, чем жил раньше народ – его традиции, обряды, праздники. Те, кто продолжал праздновать Пасху, Рождество, не имел перспективы на какую-то должность, тем более вступления в партию, что в те времена означало фактически быть изгоем в собственном селе. Многие наши старожилы, да и те, что помоложе хорошо помнят, как в райкомах снаряжались специальные отряды и отправлялись по селам, чтобы не допустить участия коммунистов и комсомольцев в традиционных обрядах, посещение ими церковной службы.
Традиции, обрядыПонято, что в такой обстановке все традиции, в том числе и рождественские, ушли в подполье, значительно видоизменились. Однако продолжали жить, и во второй половине прошлого столетия они потихоньку стали возрождаться. Молодежь, слушая рассказы старших о том, как весело и дружно проходили раньше эти праздники, сама потихоньку стала вовлекаться в них. А когда в обществе начались демократические процессы, забытые традиции пережили настоящее возрождение. В этом трудно переоценить вклад работников культуры и образования нашего села. В частности, учительница Ефросинья Николаевна Берлинская вместе со своими учениками по крупицам собирала все, что сохранилось в памяти у людей. А память эта живуча, поскольку люди от поколения к поколению передавали слова и музыку колядок, содержание настоящего театрализованного действа, которое обычно происходит в Сочельник.
Практически это выглядит так. Собираются две группы в противоположных частях села. Одна из них – кетрари – в той части, где каменная гора, вторая – пэдурари – где был лес. В состав этих групп входят жители села – от мала до велика. Они одеваются в национальные костюмы, лица скрывают под масками домашних животных. На пояса надевают колокольчики, чтобы было слышно, как идут.
Вечером, 24 декабря, обе группы в одно и то же время начинают двигаться навстречу друг другу с танцами, песнями, ударами посохов, звоном колокольчиков. Заходят буквально в каждый дом, поют колядки, в которых славят землю нашу, желают людям здоровья, добра, достатка, благоволения Господа, высокого урожая. Люди ждут прихода ряженых, гостеприимно встречают их, одаривают, кто чем может – калачами, сладостями, деньгами. Некоторые сами присоединяются к колядующим и продолжают с ними поход по селу.
В рождественскую ночь спать не полагается. Все село поет, танцует, люди радуются, шлют друг другу лучшие пожелания. К утру обе группы – кетрари и пэдурари встречаются в центре села. И здесь продолжается праздник театрализованным соревнованием между группами. Здесь простор для юмора, шуток, находчивости, проявления различных талантов, которыми природа щедро одарила орловчан.
Кроме традиционных рождественских атрибутов, в ходе праздника лейтмотивом звучит, я бы сказал, патриотическая тема. Люди выражают любовь к земле к родному селу, которое является одним из древнейших поселений вдоль Дуная. В этот замечательный день вместе с рождением Иисуса Христа орловчане отмечают и день рождения своего села.
Это один из самых любимых праздников моих односельчан. Только самые серьезные причины не позволяют тем, кто давно не живет в Орловке, приехать и поучаствовать в этом веселом и замечательном обряде, воплощенном в содержательное, традиционное, а порой импровизированное театральное представление.

  • Если честно, то о деньгах мы особо не думали. Ехали просто посмотреть на Киев в такое неспокойное время. Обещали же нам обеспечить ночлег, питание, выдавать суточные и, я уже сказала, возместить затраты на дорогу. С собой мы денег почти не брали (да и откуда они у обычного студента?), поэтому подруга еще в пути спросила: «Если денег не дадут, ты что выбираешь: на паперти стоять или на панели?» Она, конечно же, пошутила, но не без определенной доли правды. Как говорится, ехали туда, не знамо куда[...]
  • Конечно, капитальным ремонтом такого уровня должно было бы заниматься государство, но сегодня рассчитывать на это нельзя, если мы не хотим вообще оказаться без крыши над головой. В последние несколько лет на эти цели государством не выделялось ни копейки[...]