Орловка – единственное в нашем районе село, где
дружно, как в одной большой семье, отмечается Рождество по-католически.
Причем, по своему вероисповеданию живут здесь не католики,
а православные христиане. Откуда же такая традиция, где ее
корни? С этим вопросом мы обратились к Орловскому сельскому
голове Ивану Васильевичу Киронаки.
-Традиция праздновать Рождество вместе с католиками имеет исторические
корни. Известно, что в Орловке традиционно этот христианский
праздник отмечался в канун нового года. Он сопровождался отправлением
самых разнообразных и замечательных обрядов, пришедших из глубины
веков и отражающих самые лучшие стремления людей – к добру,
миру, богатому урожаю.
Известно, что коммунистическая идеология, пришедшая вместе
с советской властью, несовместима с религией. Вместе с ней
она отбрасывала все, чем жил раньше народ – его традиции, обряды,
праздники. Те, кто продолжал праздновать Пасху, Рождество,
не имел перспективы на какую-то должность, тем более вступления
в партию, что в те времена означало фактически быть изгоем
в собственном селе. Многие наши старожилы, да и те, что помоложе
хорошо помнят, как в райкомах снаряжались специальные отряды
и отправлялись по селам, чтобы не допустить участия коммунистов
и комсомольцев в традиционных обрядах, посещение ими церковной
службы.
Понято, что в такой обстановке все традиции, в том числе и
рождественские, ушли в подполье, значительно видоизменились.
Однако продолжали жить, и во второй половине прошлого столетия
они потихоньку стали возрождаться. Молодежь, слушая рассказы
старших о том, как весело и дружно проходили раньше эти праздники,
сама потихоньку стала вовлекаться в них. А когда в обществе
начались демократические процессы, забытые традиции пережили
настоящее возрождение. В этом трудно переоценить вклад работников
культуры и образования нашего села. В частности, учительница
Ефросинья Николаевна Берлинская вместе со своими учениками
по крупицам собирала все, что сохранилось в памяти у людей.
А память эта живуча, поскольку люди от поколения к поколению
передавали слова и музыку колядок, содержание настоящего театрализованного
действа, которое обычно происходит в Сочельник.
Практически это выглядит так. Собираются две группы в противоположных
частях села. Одна из них – кетрари – в той части, где каменная
гора, вторая – пэдурари – где был лес. В состав этих групп
входят жители села – от мала до велика. Они одеваются в национальные
костюмы, лица скрывают под масками домашних животных. На пояса
надевают колокольчики, чтобы было слышно, как идут.
Вечером, 24 декабря, обе группы в одно и то же время начинают
двигаться навстречу друг другу с танцами, песнями, ударами
посохов, звоном колокольчиков. Заходят буквально в каждый дом,
поют колядки, в которых славят землю нашу, желают людям здоровья,
добра, достатка, благоволения Господа, высокого урожая. Люди
ждут прихода ряженых, гостеприимно встречают их, одаривают,
кто чем может – калачами, сладостями, деньгами. Некоторые сами
присоединяются к колядующим и продолжают с ними поход по селу.
В рождественскую ночь спать не полагается. Все село поет, танцует,
люди радуются, шлют друг другу лучшие пожелания. К утру обе
группы – кетрари и пэдурари встречаются в центре села. И здесь
продолжается праздник театрализованным соревнованием между
группами. Здесь простор для юмора, шуток, находчивости, проявления
различных талантов, которыми природа щедро одарила орловчан.
Кроме традиционных рождественских атрибутов, в ходе праздника
лейтмотивом звучит, я бы сказал, патриотическая тема. Люди
выражают любовь к земле к родному селу, которое является одним
из древнейших поселений вдоль Дуная. В этот замечательный день
вместе с рождением Иисуса Христа орловчане отмечают и день
рождения своего села.
Это один из самых любимых праздников моих односельчан. Только
самые серьезные причины не позволяют тем, кто давно не живет
в Орловке, приехать и поучаствовать в этом веселом и замечательном
обряде, воплощенном в содержательное, традиционное, а порой
импровизированное театральное представление.