Традиции, обряды

Традиции, обрядыОрловка – единственное в нашем районе село, где дружно, как в одной большой семье, отмечается Рождество по-католически. Причем, по своему вероисповеданию живут здесь не католики, а православные христиане. Откуда же такая традиция, где ее корни? С этим вопросом мы обратились к Орловскому сельскому голове Ивану Васильевичу Киронаки.
-Традиция праздновать Рождество вместе с католиками имеет исторические корни. Известно, что в Орловке традиционно этот христианский праздник отмечался в канун нового года. Он сопровождался отправлением самых разнообразных и замечательных обрядов, пришедших из глубины веков и отражающих самые лучшие стремления людей – к добру, миру, богатому урожаю.
Известно, что коммунистическая идеология, пришедшая вместе с советской властью, несовместима с религией. Вместе с ней она отбрасывала все, чем жил раньше народ – его традиции, обряды, праздники. Те, кто продолжал праздновать Пасху, Рождество, не имел перспективы на какую-то должность, тем более вступления в партию, что в те времена означало фактически быть изгоем в собственном селе. Многие наши старожилы, да и те, что помоложе хорошо помнят, как в райкомах снаряжались специальные отряды и отправлялись по селам, чтобы не допустить участия коммунистов и комсомольцев в традиционных обрядах, посещение ими церковной службы.
Традиции, обрядыПонято, что в такой обстановке все традиции, в том числе и рождественские, ушли в подполье, значительно видоизменились. Однако продолжали жить, и во второй половине прошлого столетия они потихоньку стали возрождаться. Молодежь, слушая рассказы старших о том, как весело и дружно проходили раньше эти праздники, сама потихоньку стала вовлекаться в них. А когда в обществе начались демократические процессы, забытые традиции пережили настоящее возрождение. В этом трудно переоценить вклад работников культуры и образования нашего села. В частности, учительница Ефросинья Николаевна Берлинская вместе со своими учениками по крупицам собирала все, что сохранилось в памяти у людей. А память эта живуча, поскольку люди от поколения к поколению передавали слова и музыку колядок, содержание настоящего театрализованного действа, которое обычно происходит в Сочельник.
Практически это выглядит так. Собираются две группы в противоположных частях села. Одна из них – кетрари – в той части, где каменная гора, вторая – пэдурари – где был лес. В состав этих групп входят жители села – от мала до велика. Они одеваются в национальные костюмы, лица скрывают под масками домашних животных. На пояса надевают колокольчики, чтобы было слышно, как идут.
Вечером, 24 декабря, обе группы в одно и то же время начинают двигаться навстречу друг другу с танцами, песнями, ударами посохов, звоном колокольчиков. Заходят буквально в каждый дом, поют колядки, в которых славят землю нашу, желают людям здоровья, добра, достатка, благоволения Господа, высокого урожая. Люди ждут прихода ряженых, гостеприимно встречают их, одаривают, кто чем может – калачами, сладостями, деньгами. Некоторые сами присоединяются к колядующим и продолжают с ними поход по селу.
В рождественскую ночь спать не полагается. Все село поет, танцует, люди радуются, шлют друг другу лучшие пожелания. К утру обе группы – кетрари и пэдурари встречаются в центре села. И здесь продолжается праздник театрализованным соревнованием между группами. Здесь простор для юмора, шуток, находчивости, проявления различных талантов, которыми природа щедро одарила орловчан.
Кроме традиционных рождественских атрибутов, в ходе праздника лейтмотивом звучит, я бы сказал, патриотическая тема. Люди выражают любовь к земле к родному селу, которое является одним из древнейших поселений вдоль Дуная. В этот замечательный день вместе с рождением Иисуса Христа орловчане отмечают и день рождения своего села.
Это один из самых любимых праздников моих односельчан. Только самые серьезные причины не позволяют тем, кто давно не живет в Орловке, приехать и поучаствовать в этом веселом и замечательном обряде, воплощенном в содержательное, традиционное, а порой импровизированное театральное представление.

  • В Украине начнется новая политическая эпоха — эпоха процветания и утверждения интересов человека, защиты его прав и свобод, социальных гарантий, демократических идеалов и ценностей[...]
  • Известие про законопроект о реабилитации ОУН-УПА встречено обществом на удивление спокойно. Однако вялая реакция явно обманчива. Оуновская тема служит наглядным доказательством того, что на разных берегах небольшой речушки Збруч живут люди, внешне вроде бы очень похожие между собой, но разительно отличающиеся друг от друга системой ценностей, выработанной историческим прошлым[...]