Тройка указанных СЭЗ составляет ядро льготных территорий северо-западного Причерноморья

Тройка указанных СЭЗ составляет ядро льготных территорий северо-западного Причерноморья

В Одесской области две зоны — СЭЗ «Порто-Франко» на территории Одесского морского торгового порта и СЭЗ «Рени» на территории Ренийского порта (дельта Дуная). Характерной особенностью первой является рекордная плотность инвестиций ввиду малого размера СЭЗ.
Инвестиционная нагрузка в СЭЗ «Рени» составила безусловный рекорд по Украине, в 10—20 раз больше, чем в любой другой СЭЗ.
СЭЗ «Рени» характеризует настойчивое стремление интегрироваться в международную транспортную систему нижнего Дуная (т. н. золотой треугольник Рени (Украина) — Джурджулешты (Молдова) — Галац (Румыния) как узел сообщения Европа—Черное море с выходом на трансокеанские линии).
К СЭЗ «Порто-Франко» и СЭЗ «Рени» по географическому признаку тяготеет СЭЗ «Николаев», расположенная в соседней области на территории трех крупнейших судостроительных заводов. Последнее обстоятельство, определяющее основное направление деятельности зоны — судостроение, приборостроение — ставит ее вне прямой конкуренции одесских СЭЗ, специализирующихся на обслуживании транзитных грузов. Однако ближайшие планы потенциальных инвесторов СЭЗ «Николаев» — строительство маслоэкстракционного и мукомольного завода. Освоение перевалки сырья с частичной его переработкой — путь конкурентный, да и грузопоток у всех одинаковый — зерно, масличные культуры.
Тройка указанных СЭЗ составляет ядро льготных территорий северо-западного Причерноморья, стратегического морского транспортного узла Украины. Сегодняшние функции этих зон иллюстрируют многовариантность использования льготных режимов: «Порто-Франко» — магнит для грузопотоков в крупнейший порт (при строжайших экологических ограничениях курортного центра); «Рени» — «точка роста» местной экономики; «Николаев» — рычаг подъема мощной в прошлом судостроительной отрасли.
Помимо общеизвестных коллизий с нормативной базой СЭЗ (неполнота и несовершенство, частые изменения и пр.), «морские» СЭЗ испытывают ряд специфических трудностей при взаимоотношениях с потенциальными инвесторами. Так, дефицит территории, ограниченной рамками порта, уже вынудил руководство СЭЗ «Порто-Франко» отклонить предложение концерна «Mitsubishi» о создании совместного предприятия по сборке электронной бытовой техники. Ушел в соседний Ильичевск турецкий инвестор с проектом строительства предприятия по производству моющих средств. С трудом удалось доказать целесообразность регистрации на территории СЭЗ завода по сборке радиоэлектронной аппаратуры. Да и к первому из зарегистрированных проектов — «Перегрузочный комплекс минудобрений на Карантинном молу» — предъявлялись претензии по поводу отсутствия принципиально нового грузопотока.
СЭЗ «Рени» испытала в полной мерой все трудности, выпавшие на долю дунайских портов Украины: блокирование Дуная, обмеление украинского судоходного канала Дунай — Черное море. Есть у порта и уникальный блокирующий фактор — обслуживание железнодорожной веткой сопредельного государства, Молдовы. В таких условиях субъектом зоны может стать только очень мощный инвестор.
Что касается СЭЗ «Николаев», крупнейшим субъектом, хозяйствующим на ее территории, является ОАО «Damen Shipyards Ocean» — бывший судостроительный завод «Океан», приобретенный голландской промышленной судостроительной группой «Damen Shipyards». Инвестор работает в «обычном» правовом поле, не регистрируясь в качестве субъекта СЭЗ и добивается хороших результатов (итог 2002 г. — шестикратное увеличение производства; впервые получена прибыль в объеме свыше $1 млн). Правда, по информации руководства завода «Океан», на интерес покупателя повлиял факт учреждения зоны. Препятствием же является неопределенный имущественный статус зоны как «коммунального предприятия» — инвесторы, как известно, предпочитают разговаривать с собственниками напрямую.
Остальные два предприятия, входящие в СЭЗ — Черноморский судостроительный завод и Судостроительный завод имени 61 коммунара (оба в статусе государственных холдингов) — находятся в стадии реструктуризации с целью последующей приватизации. Препятствием здесь является запрет государственным холдинговым и акционерным компаниям отчуждать переданное им в управление государственное имущество, в частности, в виде госпакетов акций.
По мнению экс-начальника Одесского порта, ныне парламентария Николая Павлюка, инвесторы в Одесскую область приходят из числа тех, кто рассчитывает на прибыль независимо от условий работы в качестве субъекта СЭЗ. С одной стороны, это гарантия серьезности намерений инвестора (как и сама сумма вложенных инвестиций), с другой — фактор нестабильности, отсеивающий солидных клиентов. Хорошо ли будет, если в порты придет партнер с изначальной установкой на авантюрность?
Не случайно министр транспорта Георгий Кирпа критикует практику оценки инвестиционного вклада партнеров Одесского порта — предприятий совместной деятельности, называя ее основной причиной злоупотреблений. В частности, руководители предприятий предлагали считать инвестиционными средствами нематериальные активы — трудовые ресурсы, передовые технологии, программное обеспечение и пр.
(По материалам Минэкономики)

  • Выборы, состоявшиеся в Рени, продемонстрировали возросшую активность избирателей. В целом, это процесс положительный и отрадный. Но оказалось, что было и много огорчений[...]
  • Русские, украинские и болгарские преподаватели с этого учебного года будут обучать лондонских детей читать и писать по-английски. Об этом сообщает популярная британская газета "Ивнинг стандард"[...]