В Одесской области две зоны — СЭЗ «Порто-Франко»
на территории Одесского морского торгового порта и СЭЗ «Рени»
на территории Ренийского порта (дельта Дуная). Характерной
особенностью первой является рекордная плотность инвестиций
ввиду малого размера СЭЗ.
Инвестиционная нагрузка в СЭЗ «Рени» составила безусловный
рекорд по Украине, в 10—20 раз больше, чем в любой другой СЭЗ.
СЭЗ «Рени» характеризует настойчивое стремление интегрироваться
в международную транспортную систему нижнего Дуная (т. н. золотой
треугольник Рени (Украина) — Джурджулешты (Молдова) — Галац
(Румыния) как узел сообщения Европа—Черное море с выходом на
трансокеанские линии).
К СЭЗ «Порто-Франко» и СЭЗ «Рени» по географическому признаку
тяготеет СЭЗ «Николаев», расположенная в соседней области на
территории трех крупнейших судостроительных заводов. Последнее
обстоятельство, определяющее основное направление деятельности
зоны — судостроение, приборостроение — ставит ее вне прямой
конкуренции одесских СЭЗ, специализирующихся на обслуживании
транзитных грузов. Однако ближайшие планы потенциальных инвесторов
СЭЗ «Николаев» — строительство маслоэкстракционного и мукомольного
завода. Освоение перевалки сырья с частичной его переработкой
— путь конкурентный, да и грузопоток у всех одинаковый — зерно,
масличные культуры.
Тройка указанных СЭЗ составляет ядро льготных территорий северо-западного
Причерноморья, стратегического морского транспортного узла
Украины. Сегодняшние функции этих зон иллюстрируют многовариантность
использования льготных режимов: «Порто-Франко» — магнит для
грузопотоков в крупнейший порт (при строжайших экологических
ограничениях курортного центра); «Рени» — «точка роста» местной
экономики; «Николаев» — рычаг подъема мощной в прошлом судостроительной
отрасли.
Помимо общеизвестных коллизий с нормативной базой СЭЗ (неполнота
и несовершенство, частые изменения и пр.), «морские» СЭЗ испытывают
ряд специфических трудностей при взаимоотношениях с потенциальными
инвесторами. Так, дефицит территории, ограниченной рамками
порта, уже вынудил руководство СЭЗ «Порто-Франко» отклонить
предложение концерна «Mitsubishi» о создании совместного предприятия
по сборке электронной бытовой техники. Ушел в соседний Ильичевск
турецкий инвестор с проектом строительства предприятия по производству
моющих средств. С трудом удалось доказать целесообразность
регистрации на территории СЭЗ завода по сборке радиоэлектронной
аппаратуры. Да и к первому из зарегистрированных проектов —
«Перегрузочный комплекс минудобрений на Карантинном молу» —
предъявлялись претензии по поводу отсутствия принципиально
нового грузопотока.
СЭЗ «Рени» испытала в полной мерой все трудности, выпавшие
на долю дунайских портов Украины: блокирование Дуная, обмеление
украинского судоходного канала Дунай — Черное море. Есть у
порта и уникальный блокирующий фактор — обслуживание железнодорожной
веткой сопредельного государства, Молдовы. В таких условиях
субъектом зоны может стать только очень мощный инвестор.
Что касается СЭЗ «Николаев», крупнейшим субъектом, хозяйствующим
на ее территории, является ОАО «Damen Shipyards Ocean» — бывший
судостроительный завод «Океан», приобретенный голландской промышленной
судостроительной группой «Damen Shipyards». Инвестор работает
в «обычном» правовом поле, не регистрируясь в качестве субъекта
СЭЗ и добивается хороших результатов (итог 2002 г. — шестикратное
увеличение производства; впервые получена прибыль в объеме
свыше $1 млн). Правда, по информации руководства завода «Океан»,
на интерес покупателя повлиял факт учреждения зоны. Препятствием
же является неопределенный имущественный статус зоны как «коммунального
предприятия» — инвесторы, как известно, предпочитают разговаривать
с собственниками напрямую.
Остальные два предприятия, входящие в СЭЗ — Черноморский судостроительный
завод и Судостроительный завод имени 61 коммунара (оба в статусе
государственных холдингов) — находятся в стадии реструктуризации
с целью последующей приватизации. Препятствием здесь является
запрет государственным холдинговым и акционерным компаниям
отчуждать переданное им в управление государственное имущество,
в частности, в виде госпакетов акций.
По мнению экс-начальника Одесского порта, ныне парламентария
Николая Павлюка, инвесторы в Одесскую область приходят из числа
тех, кто рассчитывает на прибыль независимо от условий работы
в качестве субъекта СЭЗ. С одной стороны, это гарантия серьезности
намерений инвестора (как и сама сумма вложенных инвестиций),
с другой — фактор нестабильности, отсеивающий солидных клиентов.
Хорошо ли будет, если в порты придет партнер с изначальной
установкой на авантюрность?
Не случайно министр транспорта Георгий Кирпа критикует практику
оценки инвестиционного вклада партнеров Одесского порта — предприятий
совместной деятельности, называя ее основной причиной злоупотреблений.
В частности, руководители предприятий предлагали считать инвестиционными
средствами нематериальные активы — трудовые ресурсы, передовые
технологии, программное обеспечение и пр.
(По материалам Минэкономики)