Вера в перевоплощение уходит корнями в древние
восточные учения, но этот феномен давно интересует и ученых.
В шестидесятых годах прошлого столетия пионерами в изучении
реинкарнации стали американские психологи Сорвард Деслефсен,
Хелен Вомбах и профессор психиатрии Ян Стивенсон, а их последователи
организовали кафедры в Институте парапсихологии в Великобритании
и Мюнхенском университете.
В семидесятых годах первым стал исследовать «ксеноглоссию»
- способность разговаривать на неизвестных ранее языках – английский
профессор Дон Джонсон. Он же с двумя гипнотерапевтами создал
в США Центр вечного возвращения, где исследовались семейные
пары, которые были мужем и женой… в других жизнях. В 1980 году
в США около сотни психиатров из разных стран основали Ассоциацию
терапии и исследования прошлых жизней.
Ученые выделяют три вида памяти о прошлом. «Дежавю» (от французского
«уже виденное») - психический феномен, с которым сталкиваются
многие. В какой-то момент вам кажется, что вы уже находились
в данной ситуации, наблюдали тот же пейзаж, были очевидцем
точно таких же событий и тому подобное. Однако не обольщайтесь:
«дежавю» - не более чем игра вашего воображения, в некоторых
случаях - больного. По мнению директора Центра психического
здоровья Александра Тиганова, этот феномен относится к парамнезиям,
то есть - к искажениям памяти. И если вовремя не обследовать
мозг, то этот эффект, тем более, если он часто повторяется,
может привести или к потере памяти, или к галлюцинациям.
Генетическая память. Это - более глубокий вид воспоминаний,
когда подсознание вдруг выдает информацию о далеких прародителях.
Первым генетическую память стал изучать известный психолог
Карл Юнг. Он считал, что опыт отдельной личности не утрачивается,
а наследуется из поколения в поколение, сохраняясь, как бы
«записанным» в определенных субстанциях, которые затем реализуются
через подсознание, в дальних «закоулках» мозга после очередного
рождения. Например, сам Юнг был убежден, что жил в XVIII веке,
хотя год его рождения - 1875-й. Однажды его поразила картина
французского художника, изображавшая врача того времени, -
его туфли он признал своими. «У меня возникло яркое убеждение
в том, - писал он,- что я когда-то носил их. Я буквально чувствую
эти туфли у себя на ногах. Кстати, моя рука часто помимо воли
выводила цифру 1775 вместо 1875, и при этом я ощущал необъяснимую
ностальгию». Юнг навел справки и выяснил, что один из его предков
в то время был лекарем в провинции.
Кстати, Сильвестр Сталлоне считает, что его далекий предок
был дозорным какого-то кочевого племени. А К. Ривз уверен,
что его прапрапрадед был танцором при бангкокском храме. Причем
их рассказы подтвердились во время контрольных сеансов гипноза,
когда они совершили «экскурсию» в прошлое прародителей. Совершенно
не владея историческими сведениями, не имея решительно никаких
знаний о культуре того или иного народа, традициях и верованиях
местных жителей, обитавших изолированно долгие столетия на
гигантском удалении от их европейских предков, тем не менее,
и Сталлоне, и Ривз совершенно точно описывали исторические
события, нравы, обычаи, верования, привычки и уклад жизни людей,
о которых наяву не имели ни малейшего представления. Более
того, специалисты, записывавшие их «показания», были крайне
поражены некоторыми фактами из глубокой древности, о которых
могли знать только узкие специалисты, посвятившие всю жизнь
исследованиям, в частности, буддизма и доисторического прошлого
народов, населявших Индостан.
Проявлению генетической памяти активно противодействует наше
сознание, поскольку «видения» прошлого могут вызвать раздвоение
личности и сознания, что само по себе уже является конкретными
симптомами шизофрении. Но эта память может проявиться во время
сна, когда контроль сознания ослабляется.
Реинкарнация. Эти случаи не имеют ничего общего с генетической
памятью: человек вспоминает жизни чужих людей, в тела которых
якобы вселялась его душа. Сторонники реинкарнации уверены,
что после смерти душа человека переходит в новое тело. Согласно
восточным учениям, каждый из нас может прожить от пяти до пятидесяти
перевоплощений. Причем о прошлых жизнях можно вспомнить только
в особых случаях: при травмах головы, психических расстройствах
или в состоянии транса. Ученые, занимающиеся этой проблемой,
утверждают, что события прошлых жизней могут влиять на здоровье
и поведение личности. Так, например, человек может бояться
огня потому, что в одном из прежних воплощений погиб во время
пожара в Риме.
Крупнейший авторитет в этой области профессор психиатрии Ян
Стивенсон (США) начал изучать опыт реинкарнации еще в начале
шестидесятых годов. Он исследовал и описал более двух тысяч
уникальных случаев перевоплощений, произошедших в разных концах
земного шара. Причем каждый случай он изучал сам: выезжал на
место и проводил колоссальную исследовательскую работу, помогая
людям соединять обрывки воспоминаний. Собирал фотоматериал,
расспрашивал очевидцев и даже делал раскопки, выступая в роли
историка, этнографа и даже детектива.
Доказательством факта реинкарнации доктор Стивенсон считает
три явления: способность говорить на незнакомом языке, наличие
родинок, шрамов и царапин у данного лица и его предшественника
в одних и тех же местах и пусть малые, но исторические свидетельства.
Треть общего числа его подопечных - люди, которые имели врожденные
дефекты. Например, мальчик с мощным кожным рубцовым наростом
на затылке вспомнил, что в прошлой жизни его зарубили ударом
топора по голове. Стивенсон нашел семью, где когда-то жил человек,
убитый топором, и выяснил характер раны, которая, как оказалось,
с абсолютной точностью воспроизводила кожный дефект на голове
мальчика.
Другой ребенок, родившийся, как будто с обрубленными пальцами
на руке, вспоминает, что получил травму на сельскохозяйственных
работах. И Стивенсон нашел людей, которые подтвердили, что
действительно жил такой человек, умерший от потери крови, когда
его пальцы попали в молотилку. Третий случай - девочка родилась
с ногой без стопы. Эта девочка помнила себя молодой женщиной,
которая попала под поезд, ей сделали ампутацию правой стопы,
но она не выжила. И таких досконально проверенных, подтвержденных
протоколами судебно-медицинского вскрытия случаев - сотни.
Классическими случаями реинкарнации, по мнению Стивенсона,
можно считать рассказы детей от двух до пяти лет о своей «прошлой»
жизни. К удивлению исследователей, эти истории часто до деталей
совпадают с действительно происходившими, хотя ребенок никак
не мог знать обстоятельств прежней жизни описываемого им человека.
Но уже к восьми годам память о предыдущих жизнях исчезает.
Не зря же восточные мудрецы учат, что прошлое сокрыто от людей
из милосердия к ним: немногие способны пережить тысячи смертей
и принять неизбежность бесконечно долгого пути.
Многие гипнологи убеждены, что лучше всего исследовать реинкарнацию
с помощью глубокого гипноза. Например, ученые Мюнхенского университета
опросили под гипнозом несколько сотен человек о событиях, которые
запомнились им в первые три года жизни, и пришли к удивительному
результату. Почти 35 процентов опрошенных смогли «вспомнить»
события, которые, как было доказано, никогда с ними не происходили.
А подвергнутые гипнозу люди часто начинали говорить на незнакомых
им языках.
Например, психолог Ян Курье в книге «Никто не умирает навсегда»
описывает, как врач-американец из Филадельфии подверг гипнозу
свою жену, вернув ее в прошлое. И вдруг женщина заговорила
низким мужским голосом со скандинавским акцентом. Приглашенные
специалисты сделали вывод, что женщина, ставшая вдруг «мужчиной»,
говорит на устаревшем шведском языке…
В среде обывателей почему-то бытует устойчивое мнение, что
тема реинкарнации, - исключительно тема «восточных» верований
и восточной традиции. На самом деле, это совсем не так. Христианство,
вплоть до седьмого-восьмого веков, совершенно однозначно признавало
факт существования перевоплощения души в последовательной цепи
смертей и новых рождений. Цель этой последовательной цепи -
достижение «просветления», то есть, самосовершенствования человека
на пути к Богу. Тема реинкарнации столь же однозначно звучала
и в трудах суфиев, положивших в свое время началу Исламу. То
же самое можно сказать обо всех верованиях и религиях, существующих
сегодня и когда-либо существовавших на Земле. Иными словами,
реинкарнация, путь к Богу, – сверхзадача человека, как божественного
творения, это эволюционный путь его души из праха – к созиданию,
из тьмы – к свету.
И это не только философия религии. Лишь в двадцатом веке мы
все стали очевидцами того, как через верования приоткрывается
завеса над явлениями совершенно материального мира. Мы сумели
измерить и доказать существование души, мы открыли мир тонких
энергий, мы обнаружили, что объекты во Вселенной не обязательно
соответствуют нашим строго материалистическим представлениям
о них, а наша привычная система координат совершенно не применима
к Космосу, где существуют другие измерения, а Хаос на самом
деле является строго организованной и нелинейно развивающейся
субстанцией. Многое из того, что мы узнали, не укладывается
в рамки стандартного человеческого восприятия. И только религия,
с ее убежденностью в бессмертии души, уже через физику и математику,
наглядно демонстрирует нам незыблемость совершенно иных законов
Жизни и Мира, где движение к Свету на пути Добра – есть единственный
выбор, который дан человеку изначально, но который должен сделать
он сам.