Куда девались почки?

Куда девались почки?

Потеряла сознание, очнулась – почки нет. Приблизительно в такой ситуации оказалась Людмила Майборода, жительница райцентра Свалява, Закарпатской области, после того как в марте 2000 года ей сделали операцию во Львовской областной клинической больнице. О том, что ей удалили почку, женщина узнала лишь дома, во время очередного медицинского обследования, поскольку ни хирург, ни врач-куратор даже не занесли этот печальный факт в листок выписки больной.
Сегодня злоключения Людмилы расследуется Львовской областной прокуратурой, заведено уголовное дело. Но не оно стало отправной точкой скандала, который разгорелся в медицине. Недавно центр общественных связей МВД Украины Львовской области сообщил СМИ, что на Галичине раскрыта группа врачей, которые для трансплантации почек своим пациентам незаконно брали необходимые донорские органы у потерпевших вследствие дорожно-транспортных происшествий. За проведение таких операций, говорилось в сообщении, врачи получали от родственников больных взятки в размере 10 тысяч долларов США. Кроме того, врачи-злоумышленники подозреваются в присвоении 16 тысяч гривень, перечисленных на счет созданного в больнице фонда искусственной почки.
Девятимесячное судебное разбирательство, которое почти полностью прошло в закрытом от прессы режиме, все же не смогло вскрыть ни тайных пружин преступления, ни деяний его конкретных ее участников. История приобрела международный масштаб и показала, что даже во время моратория на усыновление украинских детей иностранцы вывезли из страны за рубеж 802 ребенка (в том числе 52 – львовских). Следы 300 новорожденных, а также их усыновителей правоохранители не смогли установить до сих пор.
Дело львовских детей начиналось, помнится, с демонстрации могучей корпоративной солидарности местных медиков и их лобби под лозунгом «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!». И нынче, когда «дело львовских врачей № 2» стало получать небывалый резонанс, первыми оправились от шока люди в белых халатах и сразу перешли в наступление. Один из руководителей областного управления здравоохранения категорически отверг возможность существования подпольного синдиката по незаконному изъятию донорских почек и их пересадке нуждающимся: «Такие операции провести в нелегальных условиях невозможно!»
Почему же тогда закон или хотя бы врачебная этика не остановили львовских хирургов, которые лихо отхватили, например, у Людмилы Майбороды жизненно важный орган и, даже не сказав об этом пациентке, выпроводили ее домой?
Между тем, пересадка человеческих органов (от донора к реципиенту) - процесс настолько сложный и в юридическом, и в техническом, и в информационном отношении, что по мере ознакомления с различными его тонкостями идея о практическом воплощении «теории подпольной трансплантации» выглядит все более и более бессмысленной, если не сказать нелепой.
Прежде всего, факт незаконной пересадки человеческих органов практически не подлежит сокрытию. И дело даже не столько в том, что трансплантологи всего мира представляют собой касту, каждый врач которой знает каждого другого врача и находится в курсе всех проведенных операций. Скрыть подпольную пересадку органа практически невозможно уже просто потому, что дооперационный и послеоперационный периоды в таких случаях длятся иногда несколько месяцев, а то и лет, и все это время пациент должен находиться под наблюдением самых разнообразных специалистов, в том числе и весьма далеких от трансплантологии...
А при такой постановке вопроса утечка информации рано или поздно неизбежна.
Наталья Кружилина

  • Создание достаточной финансовой базы органов местного самоуправления и привлечение граждан Украины к непосредственному участию в решении местных проблем – таковы основные положения будущего указа будущего Президента Виктора Ющенко[...]
  • Оказывается, празднование Первомая не является эксклюзивным изобретением пролетариата, и традиция веселиться в этот день существовала во многих странах задолго до событий в Чикаго. Большинство народов мира 1 мая отдавали дань не мнимой "солидарности всех трудящихся", а одному из самых светлых человеческих чувств - любви[...]