Не надо нас дурить

Не надо нас дурить

Передо мной "Рассказы истории Украины", изданные в 1997 году в Киеве и рекомендованные Министерством образования Украины в качестве учебника для 5-го класса средней школы. Специальная глава этой азбуки отечественной истории посвящена славянам. "Славяне - наши древние предки, которые жили более 1500 лет назад на территории современной Украины. Поскольку Украина расположена в восточной части Европы, славянские племена получили название восточных. Их соседями были западные славяне, которые положили начало таким народам, как чехи, словаки, поляки, а также южные славяне - болгары, сербы, хорваты, македонцы".
Приводя данный отрывок из учебника истории для 5-го класса, перво-наперво следует заметить, что умалчивание - это тоже политика, да еще какая! Стоило автору учебника, пунктуально перечислившему западных и южных славян, "забыть" сделать то же самое в отношении восточных славян, как иной пятиклассник и впрямь подумает, что восточные славяне - это исключительно украинцы. Именно к такому умозаключению школьника подталкивает предложение - "наводка" о том, что "Украина расположена в восточной части Европы". В общем "изящно", словно лыжник-слаломист на альпийских кручах, автор обходит факт, который, казалось бы, никак не объедешь, а именно: принадлежность к восточным славянам, кроме украинцев, еще и русских, а также белорусов. Тем более в учебнике "покрыто мраком тайны" то общеизвестное обстоятельство, что Киевская Русь была колыбелью трех восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, а также преданы забвению такие азы истории, согласно которым в X-XI веках жители Киева и Чернигова, Львова и Переяслава называли себя русскими.
Но откуда же пошло имя русское, запечатленное в исторических названиях Киевская Русь, Червоная (Карпатская) Русь или Белая Русь?
Вот что говорит по этому поводу один из патриархов украинской исторической науки Михаил Грушевский, так почитаемый, между прочим, националистами.
" В известиях иностранцев, сохранившихся от IX и X веков, наши князья и их войска называются постоянно Русью, русскими. В местных же источниках Русью называлась Киевская земля. Догадка старого киевского летописца, что имя Русь было принесено из Швеции варяжской дружиной, не оправдывается: в Швеции такого народа не знали, и шведов никогда у нас не называли этим именем. Откуда взялось это имя в Киевской земле, мы не знаем и не будем угадывать. Но нам важно, что это имя так тесно связано с Киевом, и из этого мы заключаем, что известия о Руси и русской дружине, которые мы имеем в иностранных источниках IX и X веков, относятся к Киевскому государству: к тем князьям и дружинам, столицей которых был Киев.
Арабский писатель IX века так описывает эти русские дружины: Русь не имеет ни земель, ни сел, ни пашен, она промышляет только продажей соболиных и других мехов. Она нападает на земли славян и захватывает людей в неволю, а затем продает их в Итиле или в Болгаре. Когда у русина родится сын, отец ребенка кладет перед ним голый меч и говорит: "Я не оставлю тебе никакого добра, будешь иметь только то, что добудешь своим мечом".
Соседи знали эту Русь - киевскую дружину - как воинов и купцов: она нападала на соседние земли, забирая добычу и людей, и торговала этим товаром. Выше мы видели, как неразрывно связаны были в то время война и торговля; купец неизбежно должен был быть воином, воин был вместе с тем и купцом - отправлял свою добычу на соседний рынок, чтобы обменять на деньги, оружие и всякие убранства, которые так ценили люди того времени. Киев, столица русского купечества, одновременно был столицей этой воинственной Руси.
Константин Порфирородный сто лет спустя после упомянутого арабского писателя так описывает ее образ жизни: "Когда наступает месяц ноябрь, князья русские со всей Русью выходят из Киева и идут на "полюдье" (сбор дани) в волости славян, древлян, дреговичей, кривичей, северян и других славян, подвластных Руси. Там они живут целую зиму, а в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, возвращаются в Киев. Тут они снаряжают свои лодки и отправляются в Византию вышеописанным порядком".
Эти киевские дружины в IX-X веках составлялись из местных людей и из захожих варягов. В первой половине Х века среди высшего киевского боярства - наместников киевского князя и начальников дружины - видим такое множество варягов, что за ними совершенно на второй план отошли местные люди. До нас дошли имена послов киевского князя и его наместников в трактатах с Византией 907, 911 и 944 годов и среди них гораздо больше скандинавских имен, чем славянских. Это было время междоусобий в скандинавских землях - в Швеции и Норвегии, и немало "конунгов" (то же слово, что и наш князь), разных родовитых и знатных людей, а с ними много и рядовых воинов отправлялись в далекие края, отыскивая себе новое отечество, завоевывая новые земли, или поступали на службу к различным тогдашним владетелям. До первой половины XI века (до смерти Ярослава) беспрестанно встречаем на службе у наших князей варяжские дружины. Для них это был очень подходящий народ: хорошие воины, смелые, предприимчивые, а вместе с тем не связанные ничем со страной, с населением - посылай их хоть на чужих врагов, хоть на своих людей. И так как этих скандинавских воинов среди киевской "русской" дружины было очень много, то часто и самую Русь называли скандинавским, или иначе "норманским", народом (норманнами, или северными людьми, называли тогда скандинавских воинов в западных краях, куда они также часто отправлялись за добычей, - подобно тому, как у нас их звали варягами). И киевский летописец, как мы видели, пришел к заключению, что и самое имя русское пришло, вероятно, с варягами из Швеции".
В современной же украинской историографии, в угоду политической конъюнктуре, предлагается следующая схема: со времен трипольской культуры на территории современной Украины жили этнические украинцы, межплеменное, а впоследствии - государственное образование которых носило название Русь. А северо-восточнее обитал другой народ, а именно: не имеющие никакого отношения к украинцам "москали", которые мало того, что позарились на Украину, но еще и нагло присвоили себе ее древнее имя Русь. В общем, вели себя как колонизаторы в чужой стране. Вот уж, воистину, в огороде бузина…
Киевская Русь включала в себя не только территорию нынешней Украины, но и Новгород, Псков, Владимир, Суздаль. А колонизация действительно шла - только не с северо-востока на юго-запад, а наоборот! В первых рядах славянской колонизации Волго-Окского региона были христианские миссионеры из Киева и других древнерусских городов, проповедовавшие Слово Божие в "языческих массах".
Кстати, термины "Великая Россия" и "Малая Россия" были придуманы отнюдь не "великодержавными шовинистами" в Москве, а учеными греками в Константинополе, обозначившими таким образом в XIV веке Московское царство и находившуюся в то время под литовским, а, позднее, польско-литовским владычеством Юго-Западную Русь.
Не против этой терминологии был и гетман Левобережной Украины Богдан Хмельницкий, гордившийся своим "именем русским" и помнившем о традициях Киевской Руси - едином Отечестве русских, украинцев и белорусов.
Кстати, все письменные свидетельства того времени относящиеся, как к казацкой вольнице, так и к документам украинских земель, написаны были на чистейшем русском языке, поскольку языковые различия под формированием польского и литовского влияний и насильственного насаждения католицизма Речью Посполитой на захваченных русских землях, начали оформляться в украинский язык лишь в восемнадцатом веке. Если же вспомнить еще более древнюю историю, основатель Галицко-Волынского княжества Даниил Романович Галицкий, которым так кичатся националисты, был исконным русским князем в своих собственных вотчинных русских землях, положил начало династических родам в Литве и Польше, развивая при этом русский язык, как язык международных договоров. Кроме того, как известно, «Русская правда» в качестве свода законов, наряду с русским языком, была принята Литвой, как государственная еще «с подачи» самого Ярослава Мудрого. Об Украине и украинцах исторических свидетельств того времени почему-то нет ни в одном источнике, в отличие от современных «исследований», в которых авторы, утратив всякий рассудок, договорились до того, что название Галилеи на ближнем востоке происходит от Галиции у нас, Иисус Христос был украинцем, и вообще евреи – не евреи, а просто сбежавшие в поисках лучшей жизни на благодатный юг самые что ни на есть украинцы.
Если уж врать, то хотя бы, как это у нас принято, на трибуне, а не «учебнике» по истории!
Владимир Муромцев,
Историк.

  • Итак, Верховный Суд Украины после шестичасового обсуждения, вынес свой вердикт, за которым последовали дальнейшие события. Все вроде бы объективно. Пять дней упорно работали, дотошно переворошили кучу материалов, состоящих из справок, актов, протоколов, фиксирующих реальные, а нередко и выдуманные отчеты о ходе избирательной кампании, допущенные нарушения и злоупотребления[...]
  • У правительства Украины есть своя точка зрения на проблему создания единой поместной православной церкви, которая не совпадает с точкой зрения ни одной из трех православных конфессий - Украинской православной церкви Киевского и Московского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви[...]