Не отнимайте у детей детство!

Не отнимайте у детей детство!

Интерес к иностранным языкам с каждыми годом возрастает. Сегодня их изучают около трех тысяч маленьких киевлян. Наибольшим спросом пользуется английский, за ним следуют немецкий, французский. Овладевают дети и такими экзотическими языками, как китайский, японский, персидский. По мнению некоторых ученых, лучше всего начинать учебу в 7 лет. В этом возрасте дети уже владеют минимумом знаний о стране, язык которой собираются усваивать. Именно знакомство с новой культурой, не только дает представление о далекой стране, но и формирует образ зарубежного ровесника. На раннем этапе обучения дети прекрасно запоминают считалки, скороговорки, стихи.
" И все-таки, зачем так долго ждать?" - воскликнут иные родители, жаждущие получить вундеркинда немедленно. Не боясь переусердствовать, некоторые из них готовы усадить дитя за английский с пеленок. Большинство ученых категоричны: "Не отнимайте у детей детство!" Когда же лучше начинать учиться?

- Важным периодом в развитии ребенка является пятилетний возраст - стадия обобщений и определений. Как раз в это время можно начинать обучение иностранному языку, - говорит Нина Скляренко, профессор Киевского лингвистического университета. - И большую ошибку совершают те родители, которые "штурмуют" четырехлетнего ребенка, забывая, что нервная система в этом возрасте еще очень несовершенна. Малыш быстро утомляется, его настроение подвержено колебаниям. К пяти годам у ребенка стабилизируется нервная система, полноценным становится дыхание, что важно для правильной артикуляции. Родителям следует помнить: если начать обучение в пять лет, к школе можно достичь значительных успехов. Но не перегружайте ребенка, максимальная продолжительность занятий не должна превышать 20-25 минут.
А вот в "Детской лингвистической лаборатории" малыши с удовольствием постигают премудрости иностранных языков с трех-четырех лет. Опыт ее педагогов подтверждает тезис о раннем обучении без вреда для психики ребенка.
- Наши ребятишки получают азы знаний по трем языкам: английскому, французскому и немецкому, - говорит Анжела Гергель, научный руководитель лаборатории. - В основном обращаем внимание на практическую сторону. Дети должны овладеть устной речью, научиться общаться.
Анжела Ференцовна включает магнитофонную запись, и комнату наполняют птичьи голоса, шум ручейка. Дети внимательно слушают, а преподаватель спрашивает: "Кто это поет? А как вы представляете себе пробуждение природы?" От простых фраз ребята постепенно переходят к диалогам и монологам. Предложения незамысловатые, но сколько в них образности, детской непосредственности! "Птички устали от зимы. А вот медвежонок. Он отряхнул зимний сон и потянулся", - такие конструкции ребятам предлагают сначала на родном языке. Научатся они мыслить ярко и красочно - легче будет освоить и иностранный язык.
Возраст, когда можно начинать обучать ребенка иностранному языку, нужно определять индивидуально. Безусловно, если родители в совершенстве владеют несколькими языками, если в доме звучит иностранная речь, то ее легко будет воспринимать и совсем маленький ребенок. Если же вы постигаете премудрости иностранного вместе с сыном или дочкой, тогда решайте сами, когда вашему ребенку это делать лучше всего.
" Я не собираюсь мучить своего ребенка!" - эту беспредельно гуманную фразу постоянно слышишь от большинства матерей, когда говоришь им, что с детьми надо активно заниматься. И они совершенно правы! Это их ребенок, и никто не может заставить чужого ребенка раньше ползать, ходить или читать.
Можно ли занятиями в раннем возрасте причинить ребенку вред? Именно это, а не "рекорды", является главным вопросом нашей работы. Мы много лет занимаемся детьми, и сейчас у нас складывается ощущение, что главной бедой ребенка нашей цивилизации становится адинамия, которая вредит его здоровью, а во взрослом возрасте приводит к самым плачевным изменениям в организме. Причем, даже занимаясь интенсивно, родители и близко не подходят к пределам возможностей, отпущенных ребенку природой. Резервы двигательной активности остаются не использованными.
На половине игрушек и игр написано: "не давать детям до трех лет". Может быть, это имеет смысл для детей, которыми не занимаются, но если ребенок с года выкладывает мозаику, а в два с половиной читает и по два-три часа в день занимается спортом, то ему не может придти в голову засовывать в рот игрушки. Вы имеете дело с очень умным ребенком.
Моя собеседница тоже сотрудница университета - доцент кафедры генетической и клинической психологии Ольга Логунцова. По образованию она - детский психиатр, психотерапевт и уже много лет занимается проблемами психических расстройств детей, взаимоотношений детей и родителей.
- Направление моих исследований - это дети с так называемыми пограничными психическими расстройствами. Эти расстройства, с одной стороны, позволяют ребенку обучаться в школе, ходить в детский сад, но, с другой стороны, у ребенка уже возникают различные психические проблемы - неврозы, расстройства поведения. И я занимаюсь не только изучением и описанием этих расстройств, но и организацией помощи таким детям.
- Эта проблема сегодня актуальна?
- Чрезвычайно. У нас есть результаты исследований состояния здоровья детей, и они говорят о том, что эта проблема усугубляется с каждым годом. Если, например, всего десять лет назад приблизительно только 30 процентов школьников имели те или иные отклонения в психическом и физическом развитии, то сейчас эта цифра увеличилась почти вдвое и уже превышает 50 процентов. Динамика просто угрожающая. Например, по данным Министерства здравоохранения, из 11-классников, которые оканчивают школу, оказывается только одна пятая часть - не более 20-ти процентов - имеют состояние абсолютного здоровья.
- Каковы причины столь "успешной" деградации?
- Вы правильно сказали: деградации. Причина одна - интенсификация и насильственное ускорение развития ребенка. Мы наблюдаем повреждения центральной нервной системы в первые три года развития ребенка, как правило, спровоцированные самими родителями, прежде сего, озабоченными развитием "талантов" у своего чада. Вообще, если говорить о детско-родительских отношениях, то семья, безусловно, считается одним из ведущих факторов, который, с одной стороны, способен препятствовать развитию психических отклонений у ребенка, а с другой стороны, рассматривается как одна из причин развития психологических проблем и психического нездоровья. Главное - отношение родителей к своему ребенку. И этот фактор, пожалуй, самый значимый. Мы часто совершенно бессмысленно говорим о любви к ребенку, не вкладывая в это никакого конкретного содержания. А оно есть. И настоящая любовь - это способность также понимать ребенка и знать его. Я никогда не устаю повторять, что любовь к детям - это большой труд, и трудиться нужно постоянно, в каждый момент времени. Вы должны знать особенности развития ребенка, чтобы уметь отличать естественное для его возраста поведение от психических отклонений.
Однажды приходит ко мне одна мама, у которой трехлетний сын, и говорит, что он растет жадным и не умеет играть с другими детьми - отбирает чужие игрушки, а свои не дает. Достаточно одной консультации, чтобы объяснить: такое поведение для этого возраста вполне нормально, ребенок сначала учится присваивать, а потом уже отдавать. А ведь мама наказывает своего сына за это, чем вызывает у него только страх и непонимание, за что же его наказали. Подобные ошибки родителей могут привести к появлению различных проблем в дальнейшем.
- Кстати, о наказании. Не способствует ли оно различным психическим отклонениям? Можно ли наказывать ребенка?
- Лично я как профессионал и как родитель убеждена в том, что наказывать ребенка нужно. Наказание - это способ воспитания. Но оно только тогда будет иметь свое воспитывающее значение, когда оно справедливо и соответствует проступку ребенка. А у нас чаще всего как происходит? У мамы на работе начальник сделал замечание, папа вовремя домой не вернулся, еще какие-то проблемы наслоились… И за все это "влетает" ребенку, который не вынес мусорное ведро. Такое наказание действительно и обидит ребенка и ожесточит его, а главное - не будет иметь смысла.
Суть наказания в другом: ребенок должен знать, что существуют вещи, которые в его семье и в обществе неприемлемы. И если он совершает такие вещи, то по отношению к его поступку будет высказано мнение. Вообще мы предлагаем родителям прописать те главные принципы, за нарушение которых ребенок будет наказан.
- Сегодня стало модным чуть ли не с пеленок обучать ребенка азбуке и счету. Это особенно актуально для детей из интеллигентных семей. Может ли такое раннее развитие принести вред здоровью?
- Вопрос некорректен. "Может" или "не может" предполагает определенную возможность выбора. А выбора на самом деле нет. И ответ категоричен. Ранее обучение приносит совершенно конкретный вред, а масштабы этого вреда трудно даже оценить. Более-менее постоянные наблюдения ведутся лишь с восьмидесятых годов прошлого века. Статистика однозначно убеждает, что все в мире остается неизменным. И процент появления гениев "на душу населения" не изменился нисколько. Зато общеизвестно, что ни одного выдающего специалиста, ученого, художника, поэта или писателя не появилось из тех, кто в десять-двенадцать лет окончил школу и поступил подростком в университет, или заявил о себе, как о художественном таланте в подростковом возрасте. Более того, абсолютно все, без исключения, известные своими "выдающимися способностями" ребята из этого числа, оказались во взрослой жизни весьма посредственными специалистами, очень многие оказались подвержены жесточайшим заболеваниям, наркомании или алкоголизму. Разве именно о таком "будущем" вы мечтаете для своего ребенка?
Я глубоко убеждена: всему свое время. Зачем трехлетнего ребенка обучать азбуке? Вряд ли можно назвать развитием бессмысленное заучивание букв. Ребенок сам всегда показывает, к чему он готов.
Есть в теории развития такое понятие - неконгруэнтность. Считается, что ребенок в своем развитии каждый раз как бы создает маленькую зону нового, чего он еще не познал и не освоил. И все время ее осваивает и расширяет границы. Задача родителей, социальной среды - обеспечить прохождение ребенка через эту зону максимально полезно. Когда ребенок готов что-то осваивать, и мы начинаем ему помогать - это приносит потрясающий эффект. Если не готов - возникает негативное отношение, могут появиться и неврозы, а в будущем понадобится гораздо больше усилий, чтобы ребенок усвоил знания в этой области.
- Как может проявиться невроз, на что стоит обратить внимание?
- Я не буду описывать здесь симптомы, потому что только специалист может определить - есть у ребенка какие-то психические проблемы или нет. Хочу лишь сказать, что если вы заботитесь о своем ребенке, то к психологу стоит сходить и тогда, когда все в порядке. Психолог обладает знаниями о том, как происходит процесс развития детей, какие особенности у разного возраста. Если родители будут это знать, то, несомненно, свою любовь они сделают более полноценной и продуктивной.
- Еще несколько лет назад визит к психологу считался чем-то постыдным…
- К сожалению, да. Но сегодня отношение в нашем обществе к консультациям психолога и психотерапевта меняется. Причем сегодня уже около сорока процентов наших посетителей - это семьи, которые приходят целиком: мама, папа, ребенок. И это уже очень серьезный шаг.
Наталья Шарапова,
Наталья Осипчук.

  • Катастрофический тон комментариев гостелеканалов, посвященных экономической ситуации в Украине, не вполне соответствует действительности. Для того чтобы объективно оценить происходящее, необходимо разбить проблему на четыре составляющие части[...]
  • И впрямь повезло парню, потому что, по его собственным рассказам, служить ему, если и пришлось, то лишь в "учебке", до принятия присяги. А поскольку имел фельдшерское ветеринарное образование до армии, это и пригодилось больше всего[...]