Материал, подготовленный на основе исследований,
проведенных учителем четвертой школы, невольно заставил вернуться
к проблеме, связанной с перегрузкой газового конденсата на
нашей нефтебазе. Как-то уж так у нас получается, что о нефтебазе
мы вспоминаем всякий раз, когда в воздухе появляется специфический
запах. И начинается очередная «кампания» по борьбе. А как только
запахи улетучиваются, «улетучивается» и борьба. Хотелось бы
вернуться к этой теме и не снимать ее с «повестки дня» до тех
пор, пока все точки над «і» не будут расставлены.
В этой связи хочется поделиться разговором и с начальником Ренийской
нефтебазы Василием Присяжнюком, и с руководителем головного предприятия
ОАО «Одессанефтепродукт» Василием Барабашем, состоявшимся еще
в конце лета, в самый разгар «войны» за остановку перегруза конденсата
в Ренийском порту.
Небольшой экскурс в совсем недавнюю историю. В советское время
через нефтебазу в Рени переваливалось до двух миллионов тонн
нефтепродуктов в год. На предприятии было занято до пятисот человек,
к Рени был подведен даже продуктопровод из Плоешты, а нефтебаза
на то время обладала самой эффективной технологией перевалки
нефтепродуктов в экспортных направлениях на Европу и Средиземноморье.
Распад СССР, война в Югославии, казалось, поставили крест на
этой серьезной производственной артерии. Со временем крупные
нефтетрейдеры вообще потеряли интерес к нашему участку и сегодня,
по словам В.Барабаша, даже для Одессы просто невыгодно направлять
сюда какие бы то ни было грузы: стоимость их перевалки – на 15-20
процентов выше, чем через одесский транспортный узел.
Надо отдать должное и понять почему, тем не менее, ренийский
участок не заколотили наглухо, крест-накрест досками, хотя сделать
это было бы для одесситов просто выгодно и удобно.
- ОАО «Одессанефтепродукт», - говорит В.И.Барабаш, - одно из
немногих предприятий в Украине, которое со времен СССР сохранило
всю свою инфрастуктуру, не распродало и не растащило по частным
предприятиям имущество и оборудование, активы, финансовые потоки,
филиалы и подразделения. Одним словом, бури, потрясения и штормы
мы выдержали и сохранили коллектив, сохранили уровень работы
и свое место уже в новых экономических условиях…
Могу заверить читателя, это действительно так. Знаю Василия Ивановича
Барабаша почти десять лет, как человека, который был едва ли
не единственным из «красных директоров», противившихся в середине
девяностых повальному растаскиванию государственного имущества
по одесским квартирам. Он выглядел немодно, непопулярно, его
называли «совком», со всеми присущими эпитетами. И, вот, поди
ж ты, не «наложил лапу» на мощное предприятие ни один, извините
за выражение, «олигарх» или «инвестор», приходится сегодня считаться
с тем, что есть у нас и настоящий патриотизм, и гражданская позиция
человека, благодаря которой, люди, работающие с ним получают
хорошую зарплату. Ничуть не пострадала социальная сфера, социальная
инфраструктура предприятия.
Думается, любой, даже самый трудный и нелицеприятный разговор,
в том числе, и о проблемах, связанных с экологией, надо начинать
именно с этого: с людей и их позиции.
Не всегда все проблемы можно решить сразу. Какие-то проблемы
могут о себе заявить неожиданно. Но при всем этом, принимая то
или иное решение, надо заглядывать хотя бы на шаг вперед. Ведь
это у нас, на нашей грешной земле принято говорить «Что имеем,
не храним, потерявши плачем…».
Вот ради того, чтобы не потерять, вопреки экономической целесообразности,
и Василий Иванович Барабаш, и правление ОАО «Одессанефтепродукт»
решили сохранить коллектив в Рени. Дать на перегруз вторичное
сырье, лишь бы сохранить потенциал производства, которое еще
может заявить о себе, когда объемы грузопотоков, пусть и не восстановятся
в прежних масштабах, но неизбежно пойдут вверх. Разрушать легче,
чем строить. Восстанавливать разрушенное еще труднее.
Понимая это, даже несмотря на то, что нефтебаза дает сегодня
лишь символическую эффективность производства, правление ОАО
в прошлом году выделило полтора миллиона гривень на реконструкцию
нефтебазы, усовершенствование технологических процессов и модернизацию
перевалки нефтепродуктов. И это действительно было сделано.
Но, тем не менее, люди на самом деле жалуются. Специфические
запахи, когда в очередной раз происходит перегруз конденсата,
есть. И пусть нет ни у этих людей, ни у властей строгих и медицински
обоснованных заключений о тех или других заболеваниях, якобы,
связанных с перегрузом конденсата, пусть нет точно зарегистрированной
симптоматики, указывающей на причину и следствия, отбросить эти
жалобы нельзя. И трудно возразить мэру города, когда он ставит
вопрос категорично: или пусть обеспечат экологическую безопасность,
или пусть «убираются из города».
Сейчас перегруза в порту нет. И все как будто обо всем забыли.
Не хочется, чтобы мы опять вспомнили об этой проблеме тогда,
когда в воздухе снова послышится характерный запах. И уж совсем
никак не хочется, чтобы в маленьком городе стало на полторы-две
сотни безработных больше.
Поэтому мы предложили руководству ОАО «Одессанефтепродукт» провести
расширенную пресс-конференцию непосредственно в Рени с общественностью,
с представителями власти, с экологами и врачами, чтобы все-таки
раз и навсегда поставить точку и, во-первых, не уходить от проблемы,
если она есть, а, во-вторых, избавиться от предпосылок и необходимости
возбуждать общественное мнение. Ибо - хочешь – не хочешь, - а
всякий раз это «возбуждение» будет все-таки очень напоминать
очередную кампанию…
Лев Василишин