И снова о нефтебазе

И снова о нефтебазе

Материал, подготовленный на основе исследований, проведенных учителем четвертой школы, невольно заставил вернуться к проблеме, связанной с перегрузкой газового конденсата на нашей нефтебазе. Как-то уж так у нас получается, что о нефтебазе мы вспоминаем всякий раз, когда в воздухе появляется специфический запах. И начинается очередная «кампания» по борьбе. А как только запахи улетучиваются, «улетучивается» и борьба. Хотелось бы вернуться к этой теме и не снимать ее с «повестки дня» до тех пор, пока все точки над «і» не будут расставлены.
В этой связи хочется поделиться разговором и с начальником Ренийской нефтебазы Василием Присяжнюком, и с руководителем головного предприятия ОАО «Одессанефтепродукт» Василием Барабашем, состоявшимся еще в конце лета, в самый разгар «войны» за остановку перегруза конденсата в Ренийском порту.
Небольшой экскурс в совсем недавнюю историю. В советское время через нефтебазу в Рени переваливалось до двух миллионов тонн нефтепродуктов в год. На предприятии было занято до пятисот человек, к Рени был подведен даже продуктопровод из Плоешты, а нефтебаза на то время обладала самой эффективной технологией перевалки нефтепродуктов в экспортных направлениях на Европу и Средиземноморье.
Распад СССР, война в Югославии, казалось, поставили крест на этой серьезной производственной артерии. Со временем крупные нефтетрейдеры вообще потеряли интерес к нашему участку и сегодня, по словам В.Барабаша, даже для Одессы просто невыгодно направлять сюда какие бы то ни было грузы: стоимость их перевалки – на 15-20 процентов выше, чем через одесский транспортный узел.
Надо отдать должное и понять почему, тем не менее, ренийский участок не заколотили наглухо, крест-накрест досками, хотя сделать это было бы для одесситов просто выгодно и удобно.
- ОАО «Одессанефтепродукт», - говорит В.И.Барабаш, - одно из немногих предприятий в Украине, которое со времен СССР сохранило всю свою инфрастуктуру, не распродало и не растащило по частным предприятиям имущество и оборудование, активы, финансовые потоки, филиалы и подразделения. Одним словом, бури, потрясения и штормы мы выдержали и сохранили коллектив, сохранили уровень работы и свое место уже в новых экономических условиях…
Могу заверить читателя, это действительно так. Знаю Василия Ивановича Барабаша почти десять лет, как человека, который был едва ли не единственным из «красных директоров», противившихся в середине девяностых повальному растаскиванию государственного имущества по одесским квартирам. Он выглядел немодно, непопулярно, его называли «совком», со всеми присущими эпитетами. И, вот, поди ж ты, не «наложил лапу» на мощное предприятие ни один, извините за выражение, «олигарх» или «инвестор», приходится сегодня считаться с тем, что есть у нас и настоящий патриотизм, и гражданская позиция человека, благодаря которой, люди, работающие с ним получают хорошую зарплату. Ничуть не пострадала социальная сфера, социальная инфраструктура предприятия.
Думается, любой, даже самый трудный и нелицеприятный разговор, в том числе, и о проблемах, связанных с экологией, надо начинать именно с этого: с людей и их позиции.
Не всегда все проблемы можно решить сразу. Какие-то проблемы могут о себе заявить неожиданно. Но при всем этом, принимая то или иное решение, надо заглядывать хотя бы на шаг вперед. Ведь это у нас, на нашей грешной земле принято говорить «Что имеем, не храним, потерявши плачем…».
Вот ради того, чтобы не потерять, вопреки экономической целесообразности, и Василий Иванович Барабаш, и правление ОАО «Одессанефтепродукт» решили сохранить коллектив в Рени. Дать на перегруз вторичное сырье, лишь бы сохранить потенциал производства, которое еще может заявить о себе, когда объемы грузопотоков, пусть и не восстановятся в прежних масштабах, но неизбежно пойдут вверх. Разрушать легче, чем строить. Восстанавливать разрушенное еще труднее.
Понимая это, даже несмотря на то, что нефтебаза дает сегодня лишь символическую эффективность производства, правление ОАО в прошлом году выделило полтора миллиона гривень на реконструкцию нефтебазы, усовершенствование технологических процессов и модернизацию перевалки нефтепродуктов. И это действительно было сделано.
Но, тем не менее, люди на самом деле жалуются. Специфические запахи, когда в очередной раз происходит перегруз конденсата, есть. И пусть нет ни у этих людей, ни у властей строгих и медицински обоснованных заключений о тех или других заболеваниях, якобы, связанных с перегрузом конденсата, пусть нет точно зарегистрированной симптоматики, указывающей на причину и следствия, отбросить эти жалобы нельзя. И трудно возразить мэру города, когда он ставит вопрос категорично: или пусть обеспечат экологическую безопасность, или пусть «убираются из города».
Сейчас перегруза в порту нет. И все как будто обо всем забыли. Не хочется, чтобы мы опять вспомнили об этой проблеме тогда, когда в воздухе снова послышится характерный запах. И уж совсем никак не хочется, чтобы в маленьком городе стало на полторы-две сотни безработных больше.
Поэтому мы предложили руководству ОАО «Одессанефтепродукт» провести расширенную пресс-конференцию непосредственно в Рени с общественностью, с представителями власти, с экологами и врачами, чтобы все-таки раз и навсегда поставить точку и, во-первых, не уходить от проблемы, если она есть, а, во-вторых, избавиться от предпосылок и необходимости возбуждать общественное мнение. Ибо - хочешь – не хочешь, - а всякий раз это «возбуждение» будет все-таки очень напоминать очередную кампанию…
Лев Василишин

  • Киев… Погожий октябрьский день. Со всех концов нашей Родины съехались сюда народные посланцы на Всеукраинское женское вече «За Отчизну, за народ!»[...]
  • Институт социологии национальной Академии Наук Украины при участии фонда "Демократические инициативы" и компании "Социс" провел опрос, результаты которого, можно сказать, удручающие, как и сама наша жизнь: "Терпеть нищенское положение невозможно" - этот пункт считают наиболее соответствующим нынешней ситуации в стране 50 процентов украинцев[...]