Науке о воспитании не дано оперировать точными
цифрами, безупречными доказательствами и результатами многочисленных
экспериментов. Результаты развития личности смешно оценивать
ранее тридцати лет. Не случайно возраст Христа - 33 года. Нельзя
ничего навязывать ребенку, все должно происходить естественно
и комфортно для ребенка и его родителей; и, наконец, самое
важное, на мой взгляд, - процесс обучения или развития намного
важнее голого результата (в 5 месяцев сел, в 8 пошел и т.д.
и т. п.).
Каждый ребенок, как и вообще каждый человек, индивидуален и
отнюдь не является чистым белым листом бумаги. Каждый ребенок
обладает своим путем, скоростью и особенностями развития, на
которые нельзя оказывать существенного влияния методиками и
технологиями. Иначе получается ерунда: на ребенка пытаются
воздействовать какими-то механическими инструментами, надуманными
приемами и сомнительными правилами, взятыми из теории, а не
из жизни.
Приведу пример из собственной жизни. Моя дочь родилась почти
в один день с дочерями моих подруг по специальным курсам, так
называемого «мягкого» рождения. То есть, к рождению ребенка,
нас, будущих матерей, готовили. У нас троих были разные сроки
беременности, но мы прошли через одну школу, вместе делали
упражнения, изучали премудрости маминого опыта и смутно предчувствовали,
что будущие дети «восприняли» какой-то единый ритм и готовятся
выйти одновременно. Нам никто не верил, но так и произошло
- у меня схватки начались в 4 часа ночи, у одной из моих подруг
в 9 часов вечера предыдущего дня, у другой - в 14 часов следующего
дня. Я родила первой - 17 декабря 1998 года. Мои подруги, соответственно,
18 декабря в 2 часа ночи и в 3 часа дня. Двоих детей приняла
одна и та же акушерка, и они были очень похожи - крепкие, спокойные,
уверенные в себе, сразу же задышали и взяли грудь, третью девочку
в результате долгих родов приняла другая акушерка. Пуповину
перерезали через 1,5 часа, к груди приложили сразу, расправили
косточки после родов, проплавали в большой ванне, приучили
к нырянию, облили холодной водичкой, это и многое другое в
наших семьях происходило по одним и тем же базовым правилам.
Мы втроем ездили на динамическую гимнастику, ныряли с детьми,
закаливали водой и воздухом, ходили на детские курсы и т.д.
И вот результаты, которые на первый взгляд, ошеломляют. Дочь
подруги в год весила 16 кг. Этакий крепыш, потому что папа
ее развивался в детстве по тому же принципу, а весь набор веса
происходил исключительно на грудном молоке. Моя дочь, несмотря
на небольшой прикорм, и в три года весила 13 кг. Третья девочка
пошла в 9 месяцев, хотя с ней не занимались укрепляющей динамической
гимнастикой, вторая - в 11 месяцев, моя девочка - в год и 2
дня, как впрочем, я сама. Моя дочь, будучи физически очень
развитой (мы поддерживали рефлексы первых месяцев жизни, она
обожала делать сальто, болтаться вниз головой и пр.), перевернулась
со спины на живот в 9 (!) месяцев. На мой вопрос - почему она
не сделала этого раньше, - никто из врачей, ортопедов и хирургов
не смог дать мне хоть сколько-нибудь внятного ответа. Когда
моя дочь, несмотря на занятия в семейном детском клубе, походы
по музеям, развивающие игры и многое другое начала по-настоящему
говорить в 2,5 года, вторая девочка уже читала наизусть сказку
Ершова "Конек-Горбунок", а третья девочка, начавшая
говорить раньше других, заняла "второе" место по
сложности речи.
Развитие ребенка - вещь индивидуальная и обусловлена слишком
сложной совокупностью факторов, чтобы по голым физическим и
механическим результатам судить о его успешности. Поэтому,
на мой взгляд, нужно сначала хорошенько изучить собственного
ребенка и подобрать для него наиболее приемлемую форму развития
и обучения, как и всего остального процесса воспитания.
Сам процесс увлекает детей и родителей необычайно, и это можно
назвать "результатом" в хорошем смысле этого слова
- как ребенок воспринимает ту или иную информацию об окружающем
мире, как реагирует. А что, куда, во сколько, как, зачем и
почему, - все эти метры, килограммы, биты, «пифагоры» и тому
подобное, – вещи совершенно относительные, и к процессу развития
ребенка чаще всего вообще не имеют никакого отношения. Все
происходит в свое, глубоко индивидуально отмеренное время.
Я считаю просто преступлением саму попытку как замедлить, так
и насильственно убыстрить ход течения времени!
Мы с удовольствием делаем с дочкой то, что ей нравится. В 1,5
года ходили по музеям, бываем в зоопарке, на представлениях,
играем в буковки (по таблицам Зайцева), знаем, сколько нам
лет и сколько исполнится Но я четко знаю, что есть вещи, которые
ее не увлекают просто потому, что она еще не доросла - например,
не доросла до сказки Винни Пух, до которой давно доросла дочь
подруги, и ничего обидного для меня или для моей дочери в этом
нет. Родители должны учиться мудро относиться к себе, детям
и природе нашей жизни, и тогда дети сами по себе будут успешным
людьми, я подчеркиваю, людьми, а не детьми.
Мария Полянская