Эти метры, килограммы, биты, «пифагоры» к развитию не имеют никакого отношения!

Эти метры, килограммы, биты, «пифагоры» к развитию не имеют никакого отношения!

Науке о воспитании не дано оперировать точными цифрами, безупречными доказательствами и результатами многочисленных экспериментов. Результаты развития личности смешно оценивать ранее тридцати лет. Не случайно возраст Христа - 33 года. Нельзя ничего навязывать ребенку, все должно происходить естественно и комфортно для ребенка и его родителей; и, наконец, самое важное, на мой взгляд, - процесс обучения или развития намного важнее голого результата (в 5 месяцев сел, в 8 пошел и т.д. и т. п.).
Каждый ребенок, как и вообще каждый человек, индивидуален и отнюдь не является чистым белым листом бумаги. Каждый ребенок обладает своим путем, скоростью и особенностями развития, на которые нельзя оказывать существенного влияния методиками и технологиями. Иначе получается ерунда: на ребенка пытаются воздействовать какими-то механическими инструментами, надуманными приемами и сомнительными правилами, взятыми из теории, а не из жизни.
Приведу пример из собственной жизни. Моя дочь родилась почти в один день с дочерями моих подруг по специальным курсам, так называемого «мягкого» рождения. То есть, к рождению ребенка, нас, будущих матерей, готовили. У нас троих были разные сроки беременности, но мы прошли через одну школу, вместе делали упражнения, изучали премудрости маминого опыта и смутно предчувствовали, что будущие дети «восприняли» какой-то единый ритм и готовятся выйти одновременно. Нам никто не верил, но так и произошло - у меня схватки начались в 4 часа ночи, у одной из моих подруг в 9 часов вечера предыдущего дня, у другой - в 14 часов следующего дня. Я родила первой - 17 декабря 1998 года. Мои подруги, соответственно, 18 декабря в 2 часа ночи и в 3 часа дня. Двоих детей приняла одна и та же акушерка, и они были очень похожи - крепкие, спокойные, уверенные в себе, сразу же задышали и взяли грудь, третью девочку в результате долгих родов приняла другая акушерка. Пуповину перерезали через 1,5 часа, к груди приложили сразу, расправили косточки после родов, проплавали в большой ванне, приучили к нырянию, облили холодной водичкой, это и многое другое в наших семьях происходило по одним и тем же базовым правилам. Мы втроем ездили на динамическую гимнастику, ныряли с детьми, закаливали водой и воздухом, ходили на детские курсы и т.д.
И вот результаты, которые на первый взгляд, ошеломляют. Дочь подруги в год весила 16 кг. Этакий крепыш, потому что папа ее развивался в детстве по тому же принципу, а весь набор веса происходил исключительно на грудном молоке. Моя дочь, несмотря на небольшой прикорм, и в три года весила 13 кг. Третья девочка пошла в 9 месяцев, хотя с ней не занимались укрепляющей динамической гимнастикой, вторая - в 11 месяцев, моя девочка - в год и 2 дня, как впрочем, я сама. Моя дочь, будучи физически очень развитой (мы поддерживали рефлексы первых месяцев жизни, она обожала делать сальто, болтаться вниз головой и пр.), перевернулась со спины на живот в 9 (!) месяцев. На мой вопрос - почему она не сделала этого раньше, - никто из врачей, ортопедов и хирургов не смог дать мне хоть сколько-нибудь внятного ответа. Когда моя дочь, несмотря на занятия в семейном детском клубе, походы по музеям, развивающие игры и многое другое начала по-настоящему говорить в 2,5 года, вторая девочка уже читала наизусть сказку Ершова "Конек-Горбунок", а третья девочка, начавшая говорить раньше других, заняла "второе" место по сложности речи.
Развитие ребенка - вещь индивидуальная и обусловлена слишком сложной совокупностью факторов, чтобы по голым физическим и механическим результатам судить о его успешности. Поэтому, на мой взгляд, нужно сначала хорошенько изучить собственного ребенка и подобрать для него наиболее приемлемую форму развития и обучения, как и всего остального процесса воспитания.
Сам процесс увлекает детей и родителей необычайно, и это можно назвать "результатом" в хорошем смысле этого слова - как ребенок воспринимает ту или иную информацию об окружающем мире, как реагирует. А что, куда, во сколько, как, зачем и почему, - все эти метры, килограммы, биты, «пифагоры» и тому подобное, – вещи совершенно относительные, и к процессу развития ребенка чаще всего вообще не имеют никакого отношения. Все происходит в свое, глубоко индивидуально отмеренное время. Я считаю просто преступлением саму попытку как замедлить, так и насильственно убыстрить ход течения времени!
Мы с удовольствием делаем с дочкой то, что ей нравится. В 1,5 года ходили по музеям, бываем в зоопарке, на представлениях, играем в буковки (по таблицам Зайцева), знаем, сколько нам лет и сколько исполнится Но я четко знаю, что есть вещи, которые ее не увлекают просто потому, что она еще не доросла - например, не доросла до сказки Винни Пух, до которой давно доросла дочь подруги, и ничего обидного для меня или для моей дочери в этом нет. Родители должны учиться мудро относиться к себе, детям и природе нашей жизни, и тогда дети сами по себе будут успешным людьми, я подчеркиваю, людьми, а не детьми.
Мария Полянская

  • Этот номер газеты, который мы подготовили к печати, впервые не будет содержать материалов на местные темы. Потому что главная тема сегодня, — то, что происходит в стране, на главных площадях Киева, в Верховной Раде, структурах власти и Центральной Избирательной Комиссии[...]
  • У правительства Украины есть своя точка зрения на проблему создания единой поместной православной церкви, которая не совпадает с точкой зрения ни одной из трех православных конфессий - Украинской православной церкви Киевского и Московского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви[...]