К капризному ребенку не очень-то спешится…

К капризному ребенку не очень-то спешится…

Публикация под заголовком «Мы уменьшаем его шансы найти свой собственный путь…», появившаяся в 42-м номере нашей газеты и посвященная теме программы «город, дружественный к ребенку», принятой горисполкомом, нашла живой отклик в среде наших читателей. Живой и неоднозначный. Замечательно, что первыми откликнулись на эту публикацию сами родители. И сегодня мы публикуем два их письма – две точки зрения на одну и ту же проблему.
Пока у меня не было ребенка, я, как и большинство людей считал, что способности человеку даются свыше, или зависят от генов да чуть-чуть от полученного образования, но с рождением дочери что-то уж больно не хотелось полагаться исключительно на Бога и случай. Перерыв массу популярной и полупрофессиональной литературы, я пришел к радостному убеждению, что все не так фатально, как принято считать. Более того, эти поиски вывели меня на мнения ученых, которые исследовали факторы развития мозга в период после рождения ребенка. Большинство из них как о бесспорном факте говорили, что доминирующим здесь является раннее обучение детей. Когда мне и моей жене, а к тому моменту она тоже загорелась идеей «созидания талантов», стало ясно, что все в наших руках, решили: свой шанс упустить мы не должны. Говорят, что ребенок — чистая доска, которую надо заполнить и поменьше сделать ошибок, т.к. не любые записи с нее можно потом стереть бесследно. Начали мы с того, что установили: раз опыта у нас нет, стало быть, мы — родители-любители, в том смысле, что не профессионалы. И в самом деле, чтобы получить право работать в яслях и детских садах от воспитателей требуется закончить, как минимум, педучилище, а воспитывать ребенка в семье можно без всякого образования. Одно из двух: или педучилища ничему не учат, или родители не ведают что творят, причем в жизненно важной сфере. Как вы понимаете, времени у нас на обучение уже не было. По своему опыту знаю, что машина лучше везет, а зуб дольше жует, если ими занимались профессионалы, имеющие большую практику. Поэтому мы стали искать контактов с родителями, не однажды ощутивших себя в этом качестве — обратились к многодетным семьям. Познакомившись с несколькими парами, мы пришли, увы, к неутешительному выводу, что большое количество детей в семье не способствовало заметному росту интеллекта каждого из них. Возможно, нам не повезло с семьями. Стало ясно, что среди многодетных матерей найти профессионала будет сложно, но даже если таковой и найдется, то ее занятость не позволит чему-то поучиться. Потерпев неудачу на родителях-самоучках, мы решили обратиться к «дипломированным» родителям, то есть таким, которые в свое время обучались по специальностям, связанным с воспитанием детей, детской психикой и проблемам развития интеллекта. От воспитателей детских садов и яслей пришлось сразу отказаться, т.к. их главная задача — это уход и присмотр за ребенком, его здоровьем, а не развитие интеллекта. Не утверждаю, что это второстепенно, но нам требовалось большее. Учителя сосредоточились на процессе передачи знаний по школьному образцу, а о грудных детях и слушать не хотели. Оставались специалисты, контакты с которыми откладывали до последнего из-за пугающего слова «псих» в их названии — ПСИХиатры, ПСИХоаналитики, ПСИХоневрологи, ПСИХотерапевты, ПСИХологи. По своему разумению понимал, что обращаться к ним следует, когда возникнут проблемы с психикой или, в крайнем случае, когда посоветует педиатр. Первые четыре «псих»-специалиста действительно оказались профи исключительно по случаям с отклонениями в психике, а вот последние занимались и здоровыми, и, как сами они говорят, «пограничными» детьми, т.е. такими, которые могут быть направлены к первым четырем, если с ними не занимается специалист. Итак, я пришел к психологу. Считаю, что мне повезло. Это был исторический визит. Достаточно сказать, что она удивилась — с такими запросами к ним приходят крайне редко, и тем более отцы. Переадресовали нас к педагогам, занимающимся ранним детским обучением. Тут нам стало ясно, что мы не ошиблись в своих предположениях относительно «Бога» и «не плошай», и вышли на правильный путь. Теперь необходимо было найти наиболее приемлемую форму получения знаний для нас, родителей, и воспитания для нашей дочки. В Одессе уже тогда существовало несколько частных детских садиков, где воспитатели считали, что главная задача — развитие интеллекта ребенка и его физического здоровья, а уход и присмотр за малышом должны быть просто отличными, «без комментариев». Всем были хороши эти детские сады, но только нам не подходили. Во-первых, далековато было ездить и, во-вторых, нашей дочке был один месяц, а там начинали заниматься с детьми полутора-двухлетнего возраста. Полтора года «простаивать» мы не могли, тем более я тогда уже знал, что первые годы жизни человека в развитии его интеллекта — самые главные. Поэтому постепенно у нас выработалась домашняя форма воспитания, при которой моя жена, мать ребенка консультировалась у педагога, получала у него задания и упражнения, которыми необходимо заниматься с дочкой, и периодически ему показывала ребенка, т.е. специалист по раннему детскому образованию взял над нами патронаж. Через какое-то время мы познакомились с семьями, которые были увлечены той же идеей и уже несколько лет по таким программам воспитывали своих детей. У нас появилась возможность убедиться в правильности избранного пути воспитания для дочери и увидеть реально перспективу. Интеллектуальное развитие всех детей было заметно выше, чем у их одногодок, шедших традиционным путем. Интересно было тогда познакомиться с социальным составом и мотивами родителей. Там были представлены социальные группы различного достатка от жен и нянь детей «новых русских» до бедствующей технической интеллигенции. Так же различались и мотивы, заставившие их заниматься ранним обучением своих отпрысков. С трех лет дочь стала посещать детский сад с методикой раннего развития. Одновременно мы продолжали домашнее образование по схеме, которая была заложена нашим педагогом четыре года назад. Первые заметные результаты преимущества раннего обучения мы стали ощущать, когда дочке было около трех лет. В этом возрасте способности нашего ребенка стали заметны не только нам и специалистам, но и окружающим. Возможно, кто-то решит, что жизни наши были положены на алтарь воспитания нашего чада. Это не так. Любая мать, как бы она ни была занята, для игр с ребенком и занятий всегда найдет пару часов в день, только эти два часа можно провести с наибольшей пользой для интеллекта ребенка, а можно «просюсюкать». Мы с женой — занятые люди и, если не считать трехлетнего перерыва у жены, то рождение ребенка на наших карьерах ничем иным не отразилось. Наоборот, гармонично и с опережением развивавшаяся дочь в минуты, проводимые с ней, доставляет мне огромное удовольствие и радость, которые снимают напряжение и стрессы жизни. На память приходит Александр Сергеевич Пушкин, который, придя домой, уставший от светских и прочих забот, если было не поздно, сразу направлялся не к Наталье Николаевне, а в детскую, где безудержно играл и возился с детьми. На это надо обратить внимание тем женам, которые хотят, чтобы их мужья стремились в семью и допоздна не задерживались на «совещаниях». К капризному, истеричному и бессвязно мычащему ребенку не очень-то спешится. Мой приятель, неплохой врач, на работе проводит более десяти часов. Так вот, он говорит, что его ничто так не расслабляет, как пара часов, проведенная с собакой. «Он такая прелесть», — говорит доктор о ротвеллере, — «просто ребенок». Я ему как-то возразил: «Заведи второго ребенка, к чему тебе суррогат?» После этого он со мной долго не разговаривал. Прошу извинить всех, кого ненароком обидел своими рассуждениями: воспитателей государственных и частных детских садов, деловых женщин-мам, психотерапевтов и психиатров, «собачников», своих знакомых и особенно матерей-героинь. Если вашему чаду не больше двух лет отроду, а лучше, если оно только что родилось, — подумайте обо всем этом.
Михаил Федоров

  • В интервью российскому изданию «Время новостей» 50-летний Виктор Ющенко, лидер оппозиции и главный конкурент единого кандидата от партии власти Виктора Януковича, оценивает ход президентской кампании[...]
  • Конечно, капитальным ремонтом такого уровня должно было бы заниматься государство, но сегодня рассчитывать на это нельзя, если мы не хотим вообще оказаться без крыши над головой. В последние несколько лет на эти цели государством не выделялось ни копейки[...]