Секреты Шаолиня

Секреты Шаолиня

Сухие взгорья, редкие клочки полей на склонах. Это бассейн Хуанхэ (Желтой реки) - колыбель китайской цивилизации. Здесь, в далекой глуши, на склоне священной горы Цзуншань, в 495 году был основан монастырь Шаолинь. Долгое время он находился в забвении.
Каюсь, что я сам мог бы побывать там еще тридцатилетним, а попал лишь шестидесятилетним (в пятидесятые годы меня прежде всего интересовали стройки первой китайской пятилетки). И вот в наши дни Шаолинь обрел огромную популярность, стал местом паломничества. Сюда ежегодно приезжают два миллиона китайских и тридцать тысяч иностранных туристов.
На то две причины. Во-первых, монастырь Шаолинь считается родиной Ушу - боевых искусств. Во-вторых, иероглифы у его главных ворот напоминают: «Здесь была основана школа Чань».
Молельный зал монастыря украшает статуя Бодхидхармы, который в 527 году пришел сюда из Индии проповедовать буддизм. Школа Чань (по-японски Дзэн) - своеобразный сплав психотехники - на многие века определила «философию жизни» народов Дальнего Востока. Последователи чань-буддизма считают, что не обязательно вести жизнь отшельника и аскета. К просветлению можно прийти и путем активной медитации, если укреплять свое тело с помощью боевых искусств или развивать восприятие прекрасного через живопись, поэзию, каллиграфию.
К активной медитации относят и любую радость общения с природой, будь то рыбалка на заре или хоровое пение у костра. Главное, чтобы, совершенствуя тело и душу, человек делал это в радость, с удовольствием. В процессе активной медитации легче переходить от логического мышления к образному. А это позволяет через подсознание управлять своей жизненной силой, которая в китайской философии и медицине носит название «Ци».
Именно монахи школы Чань добавили к владению телом умение управлять духом, перераспределять жизненную энергию, что неизмеримо увеличивает физические возможности человека. В этом и состоит суть загадочного искусства «цигун», что я перевел бы как «усердие духа». Ушу - это техническая сторона боевых искусств. А вот ушу плюс цигун - это уже «одухотворенная борьба», которую называют «Кунфу».
Владея вершинами мастерства цигун, можно даже уменьшать силу тяжести.
Мне продемонстрировали такой феномен сверхлегкости. Два стула поставили спинками друг к другу на расстоянии около метра. Этот проем перекрыли полосой папиросной бумаги. Двое мужчин сели на стулья, прижав края ленты своим весом. Девушка отнюдь не хрупкого сложения сделала стойку на руках, осторожно ступила сперва одной, а затем другой ногой на провисшую папиросную бумагу и распростерла руки.
В завершение показа принесли доску, из которой, как щетина из щетки, торчали шестидюймовые гвозди. Монах улегся на их острые концы. Сверху положили одеяло, а на него - метровую каменную плиту и принялись бить по ней молотами, пока не раскололи. После этого на спине человека остались ряды красных точек, но кожа нигде не была проколота.
В отличие от наших предков, мы разучились обращаться к своему подсознанию. А если не использовать заложенные в человеке способности, они угасают. С помощью цигун можно выявить резервы человеческого организма, не только физические, но и интеллектуальные, говорил мне исследователь цигун профессор Янь Хай.
По его словам, у каждого из нас есть прирожденный Ци -потенциал жизненной энергии, полученный в утробе матери. Он дополняется обретенным Ци за счет дыхания и питания. Чем лучше хранит человек эти запасы, тем медленнее он старится. На высших ступенях этого мастерства можно обрести способность наращивать свою жизненную энергию и направлять ее вовне, чтобы исцелять больных.
...После посещения монастыря Шаолинь многие необъяснимые явления, которые удивляли меня в дальних странах, вроде бы выстроились в какую-то систему. Если резервы организма столь огромны и если они могут быть подвластны человеку, становится понятнее, как цыган может ходить по раскаленным углям, индийский йог - проглатывать острый клинок кинжала, а филиппинский лекарь - голыми руками удалять желваки и снова смыкать живые ткани. Если человек действительно может управлять своим духом, то есть - вдумаемся в это слово - воодушевлять себя, станет понятнее, что имеет в виду спортсмен, когда говорит, что он «в ударе», циркач - когда у него появился «кураж», поэт или композитор - когда на него «снизошло вдохновение».
Что, из себя, представляет монастырь Шаолинь и его обитатели сегодня. Постараемся дать краткое описание внешнего вида и внутреннего устройства этого столь знаменитого монастыря. Надо сказать, что за всю историю Китая монастырей с названием Шаолинь было около 10 (включая самый знаменитый Южный Шаолинь), также в силу широкого распространения китайской культуры во всей Юго-восточной Азии существовали аналогичные монастыри в Японии, Корее и Вьетнаме. Но до нынешних дней все же уцелел лишь один, тот самый Северный монастырь Суньшань Шаолиньсы. Несмотря на многочисленные пожары, он стоит и поныне, вдохновляя массы поклонников. И хотя современная жизнь значительно отличается от того легендарного времени, но и сейчас, как в прошлом, можно встретить людей, порой лишь с одной котомкой за плечами, приходящих в Шаолинь только по одному искреннему движению души. Шаолинь, кажется, уже невозможно сжечь. Возрождаясь каждый раз из пепла, вновь торжествует его вечная идея гармонии духа и тела. И она, как бы уже, независима от того реального места, где расположен сам монастырь. (Чаньская задача гласит: - Где находится монастырь Шаолинь? - Он находится там, где ты есть.).
Камень горы Суншань хорошо обрабатывается, поэтому здесь очень развита резьба по камню (при огромном дефиците дерева). Камень широко применяется и в традиционном строительстве и для изготовления стел, оград, лестниц, и даже мебели. Причем все это обязательные атрибуты традиционной китайской архитектуры, будь то парк, музей, монастырь или Дворец Императора. Из этой же породы мягкого камня сделаны и статуи львов перед входом в монастырь. Такие каменные статуи издревле ставит перед своим фасадом любая, уважающая себя организация в Китае. Львы перед Шаолинем изготовлены в эпоху династии Цин и разительно отличаются по внешнему виду от изготавливаемых ныне во многочисленых каменоломнях провинции Хэнань. Высота шаолиньских монументов 3 метра и сделаны они из больших кусков камня.
Преодолев 15 ступеней, вы оказываетесь в проеме главных ворот. Внутри вы попадаете в первый павильон монастыря. Вас встречает большой ярко раскрашенный смеющийся Будда Майтрейя (по кит. Милэфо - будда радости, будда грядущего). Его также называют "Будда с большим животом".
Чему же посвящен этот странный будда, открывающий для вас монастырь Шаолинь? Согласно традиции в мир периодически приходят великие просветленные Учителя. Последний будда - Шакьямуни, 7-й по счету. Следующим буддой станет Майтрейя, находящийся сейчас на небе Тушита. Он воплотится когда придет время, когда иссякнет сила учения нынешнего будды. Но существует предание, что Майтрейя якобы уже посещал наш мир в виде толстого добродушного монаха с холщовым мешком. В мешке его Великая Пустота - т.е. сущность всего мира, а в огромном животе его исчезают все страдания и печали Поднебесной. Несмотря на то, что бодхисаттва Майтрейя имеет много образов и ипостасей, в Китае наибольшей популярностью пользуется именно образ "толстого монаха". Тому, очевидно, есть несколько причин. Издревле в Китае большой живот и тучность символизировали мирское счастье и благополучие. Традиционное мировоззрение уделяло большое внимание физическому здоровью и телу, будь то китайская медицина, цигун или культура питания (существует даже пословица "китайцы большое внимание уделяют еде, а не одежде" пер. А.К.). Учитывая довольно худощавое происхождение среднего обитателя Серединного государства, народное сознание всегда восхищали объемные формы тела. И такое внешнее выражение символа счастья очень понимаемо простым народом. Глядя на Майтрейю, и в самом деле, трудно не улыбнуться, а значит, его цель достигнута - вы радуетесь!
С другой стороны ворот, спиной к Майтрейе находится Защитник буддийского Учения - Вэйто (Сканда). Он является предводителем небесного воинства и охраняет учение будд между их воплощениями. В воротах он устанавливается потому, что призван следить за входящими в монастырь, приветствуя добродетельных и прогоняя пришедших со злыми намерениями.
Культ воинских бодхисаттв вообще весьма популярен в Шаолине в силу специфики монастыря, как центра боевых искусств. Здесь их гораздо больше, чем в других буддийских храмах (Цзиннало, духи Хэ и Хн и т.д.).
Первый двор Шаолиня, т.е. пространство между входными ("горными") воротами и залом Небесных правителей называется "Двор стел", т.к. здесь вдоль обеих сторон дороги установлены множество каменных стел от различных организаций, выражающих глубочайшее почтение Шаолиню (китайских институтов и школ ушу, японских организаций боевых искусств и даже одной швейцарской федерации). Всеобщее внимание привлекает огромное раскидистое дерево, мощные корни которого вздымают каменные плиты пола. Это излюбленное место отдыха монахов, по их рассказам дереву около тысячи лет.
Из двора стел налево, с западной стороны расположен большой двор, замкнутый с четырех сторон. Называется он "Двор кулачного искусства" (Чхуй шань тан). Раньше здесь проходили тренировки монахов. Теперь же здесь, по периметру двора расположены 14 ниш, в которых установлены гипсовые скульптуры монахов (более 200 человек). В этом дворе можно как бы ознакомиться с тем, что составляло основу практики кунфу Шаолиня, и основными эпизодами его истории: чаньская медитация (цзуо чань), буддийская служба (ниэнь цзин), знаменитая техника цигун - бадуаньцзинь (8 кусков парчи), основные стили кунфу (Сяохун цюань, Тахун цюань, Тунбэй цюань, Лохань цюань, Чхаоян цюань, техника парной работы Люхэ цюань - представлены основные характерные приемы этих стилей), освещены 72 упражнения Шаолиня, истории: о спасении монахами Танского императора Лишимина, настоятель Сяошань посылает отряды для освобождения страны, борьба монахов с японскими пиратами и о том, как монахи передают свое боевое искусство мирянам. На самом деле, конечно же, скульптуры имеют мало общего с реальной практикой монахов. И если первые изображения сделаны достаточно реально, то тщательность их убывает по ходу движения от ворот вглубь двора, так что последние скульптуры уже довольно схематичны. В центре двора небольшая песчаная площадка (очень удобная для занятий А.К.), а за ней композиция из камней и деревьев.
В этом же дворе находится официальная приемная главного тренера монастыря Шаолинь - учителя Ши Дэяна.
(Окончание – в следующем номере).
Всеволод Овчинников

  • История политических отравлений — это книга, которая никогда не будет написана. Большинство страниц в ней не могут быть заполнены — об этом позаботились те, чьи имена и деяния должны были быть начертаны там. Сколько правителей, умерших, как считают, своей смертью, в действительности были отравлены? Достоянием историков стали лишь попытки, окончившиеся неудачно, или успешные, но имевшие болтливых свидетелей. Память же о большей части злодеяний ушла в небытие вместе с теми, кто совершил их[...]
  • Такое ощущение, что жизнь у нас - сплошной праздник. Во всяком случае, "красных дней" в календаре со времен провозглашения нашей полной независимости выживать кто как может, стало куда больше, чем во времена советские[...]