Расплата за грехи

Расплата за грехи

Давным-давно, когда на экраны вышел фильм "Вий", большинство зрителей отнеслись к нему так: сказка, пусть и написанная гениальным гоголевским пером. Но с подлинным ужасом смотрели на экран люди в нашем маленьком древнем городке, расположенном на территории Западной Украины. У его жителей, к числу которых принадлежала и я, были все основания относиться к фильму всерьез. Как раз в это время, в начале 60-х, в нашем городе разворачивалась своя некротическая история.
На самой окраине городка находилось заброшенное польское кладбище. Старожилы старательно обходили его стороной, хотя, как на каждом католическом погосте, здесь имелась масса очень красивых памятников и склепов. После войны городок оказался по нашу сторону границы, многие поляки уехали из него на свою историческую родину. Уезжая, большинство вскрыли семейные склепы и увезли останки дорогих сердцу предков на новое место упокоения. Таким образом, не менее двадцати этих мрачных кладбищенских строений пустовали, распахнув проржавевшие металлические двери. Их створки при малейшем ветерке начинали издавать заунывные, поистине погребальные скрипы и жутковатые звуки...
Но упомянутая мной история относится не к ним, а к одному из немногих склепов, оставшихся нетронутыми. Располагался он на самом краю кладбища, мимо которого, увы, проходила моя дорога в школу. Я его отлично помню - высеченный из серого камня, украшенный скорбными фигурами ангелов и почему-то львов, с хорошо сохранившейся доской, на которой было указано имя владельцев - графов Радзинских.
Склеп этот остался нетронутым по очень простой причине: потомков Радзинских, способных позаботиться о прахе предков, не существовало, их род давно прекратился. Тогда я об этом, конечно, не знала, да и не задумывалась. Но однажды наступил день, когда не только мое внимание, но и помыслы, и разговоры всего городка оказались сконцентрированными вокруг этого средоточия скорби.
Вначале поползли слухи: вроде бы по ночам из склепа доносятся отчетливые стуки, протяжные вздохи, леденящие душу стоны. Разумеется, русская часть городка (в основном это были семьи военных) посмеивалась: чепуха! Нелепость! А вот верующие, гуцулы и украинцы, отнеслись к слухам всерьез, и дети поневоле слышали их разговоры о беспокойном склепе. Удивительно ли, что подростки нашей школы в один из вечеров отправились к склепу Радзинских.
Несчастье произошло оттого, что среди них оказался 14-летний парнишка со слабым сердцем - сын очень большого, по местным понятиям, начальника. И когда из склепа - в самом деле! - донеслись отчетливые стуки и стоны и мальчишки бросились уносить ноги, парнишке стало плохо. Друзья удрали, бросив его рядом со склепом, взрослым об этом сказали не сразу. Итог оказался трагический - подросток погиб.
А уже наутро склеп был окружен милицией и военными. Поодаль собралась большая толпа, наблюдавшая за подготовкой к вскрытию мрачного обиталища мертвых - отец мальчика, уверенный, что его сына напугали какие-то бандиты, избравшие склеп местом своих хулиганских сборищ, приказал его открыть и изловить негодяев.
Почти сразу всем присутствующим стало ясно: к дверям давным-давно никто не прикасался - пожалуй, не менее полувека. Наконец они поддались. Зрелище, представшее глазам солдат, вошедших внутрь (среди них находился и приятель моего отца), было не менее жутким, чем звуки, о которых рассказывали в городке. Гробов оказалось восемь, в том числе, очень старый, со свинцовым стеклом-окошечком. И ни один из них не стоял как положено! Два - вертикально, отчего из них вывалились чьи-то скелеты в полуистлевших нарядах прошлого века. Еще один оказался перевернутым, у остальных сдвинуты крышки, из-под которых свешивались руки и ноги погребенных.
Несчастных солдат, позеленевших и трясущихся от страха, начальство немедленно заставило навести порядок, расставив все гробы на предназначенные им места - по специальным каменным скамьям вдоль стен. Потрясенный горем отец погибшего не желал верить, что, кроме покойников, в склепе никого нет и не было, а потому к вечеру по его приказу вокруг объекта выставили военную охрану, дабы доказать, что мистика тут ни при чем.
Дружный вопль и топот мчавшихся прочь часовых жители близлежащих домов услышали около полуночи: как выяснилось, никакое начальство не могло заставить солдат, заступивших на пост, остаться там после того, как из охраняемого склепа послышались стук и стоны...
Остается добавить, что когда утром в присутствии не только военных, но и представителей городского парткомитета склеп вновь открыли, гробы находились в том же беспорядке, что и накануне! Придя в ужас от мысли, что сия мистика может докатиться до ушей киевского начальства, после чего в городке "полетят головы", в горсовете приняли отчаянное решение. В тот же день к склепу подъехало несколько военных грузовиков, и гробы были вывезены в неизвестном направлении - надо думать, перезахоронены. Склеп опустел, и никаких стонов и стуков из него больше не доносилось, разве что в ветреную погоду распахнутые исковерканные двери подключали свой скрип к общей кладбищенской симфонии.
Помню, наша соседка, старушка-полька, прокомментировала эту историю, разговаривая с моей матерью, следующим образом:
- Ничего удивительного, пани, - сказала она. - Радзинские еще с прошлого века были проклятым родом, в нем все женщины хоть и красавицами слыли, но и ведьмами тоже считались. Младшую панночку я еще помню, хотя она молодая умерла. Бывало, как глянет на кого не по-доброму, так и захиреет человек, а то и вовсе умрет; Я знаю, пани, вы в это не верите, только про склеп ведь никто не скажет, что это неправда? Весь город видел! А почему им после смерти Бог покоя не дает? Потому, что за их черные дела он проклял Радзинских и отвернулся от них. И на том свете покоя им нет и не будет!
Нет нужды объяснять, почему эта история осталась самым ярким воспоминанием, вывезенным мной из Западной Украины. Но лишь в последние годы появилась возможность попробовать разобраться, что же происходило несколько десятилетий назад в мрачном склепе Радзинских. Прежде всего, выяснилось: хотя аномалия "беспокойных" склепов и "непоседливых" гробов - очень редкая штука, все же наблюдалась и наблюдается она во всем мире. Есть даже название этого непонятного феномена - "самоперемещающиеся в склепе гробы". Ввел этот термин еще в 1907 году английский писатель, антрополог, этнограф и исследователь аномальных явлений Э. Ленг. А сведения о таком явлении (сегодня их насчитывается около полудюжины) впервые обнародованы в печати в одном из лондонских журналов в 1760 году.
Речь тогда шла о склепе французской семьи из деревни Стентон (графство Суффолк, Великобритания). Во время похорон одного из ее членов было обнаружено, что гробы в склепе сдвинуты со своих мест. Их вернули на постаменты, склеп замуровали. Но когда некоторое время спустя в семье вновь произошли похороны, выяснилось, что гробы не только опять сдвинуты с мест, но один из них "взобрался" на четвертую ступеньку входа!
Самой же известной считается история склепа, выстроенного полковником Томасом Чейзом при церкви Христа Спасителя на острове Барбадос в начале XIX века. Вскоре после его постройки на семью напал настоящий мор: вначале скончалась младшая сестра полковника Томазина (июль 1807), затем его дочь Мэри (1808), затем старшая дочь Доркас (июль 1812), наконец, сам полковник (август 1812). И хотя после каждого вскрытия склеп тщательно замуровывали, и в дальнейшем не обнаруживалось никаких следов его вскрытия, всякий раз во время очередных похорон гробы оказывались смещенными со своих мест.
Губернатор Барбадоса лорд Комбермер, не желавший верить в происходящее, решил принять меры: заставив подчиненных аккуратно расставить гробы, он лично зарисовал их расположение и приказал замуровать и опечатать склеп. А пол его предварительно посыпать тонким споем песка. В 1820 году изнутри вновь послышался шум. Узнав об этом, губернатор распорядился вскрыть склеп немедленно. Печать и цемент были нетронутыми, а внутри... вновь хаос, причем самый тяжелый из гробов стоял торчком! На песке - ни человеческих, ни каких-либо иных следов...
Своеобразный некротический полтергейст, как сказали бы современные парапсихологи? Нет, потому что отсутствуют другие признаки "шумного духа", в том числе главный из них - обязательное присутствие во время его проделок хотя бы одного живого человека.
Здесь же "почерк" явно нечеловеческий, а само явление превосходит все известные аномалии по своей неправдоподобности. Иными словами, куда ни относи самодвижущиеся гробы - объяснений аномалии нет даже в парапсихологии. Поэтому и кажется самой близкой к действительной сути явления гипотеза, изложенная в недавно вышедшей в Англии небольшой брошюре доктора медицины, известного исследователя аномалий К. Дж. Гроупа.
Доктор Гроуп, анализируя немногие известные случаи беспокойных склепов, не поленился тщательно исследовать, в частности, историю семьи уже упомянутого полковника Чейза. Выяснилось, что в свое время слухи об этой семейке ходили самые мрачные. Например, никто из окружения Чейза не сомневался, что его сестра и дочери занимаются черной магией, колдовством. Документально зафиксировано даже разбирательство по этому поводу, связанное с Томазиной Чейз - той самой, с которой и началась аномалия. Если вспомнить еще и слова старой польки о графах Радзинских, складывается вполне стройное объяснение если не природы, то причины подобных жутких явлений.
Практически во всех странах мира, включая Россию, одно из проклятий, накладываемых свыше на какую-либо семью, на весь род до седьмого колена, начиная с провинившихся, посылается Богом как раз за занятия черной магией. Это один из самых страшных смертных грехов, считающийся даже тяжелее убийства. Вместе с тем известно, что при жизни это проклятие самого мага не настигает, расплата ждет его после смерти. Причина заключается в том, что любой колдун, исполняя чей-либо подлый заказ или осуществляя собственную месть, всегда защитится от возможного ответного удара, создав вокруг себя своеобразное "астральное зеркало", отражающее как попытку нападения, так и "случайный рикошет". Потому и получают прижизненное наказание его заказчики, а не сам маг защитное зеркало колдуна "отпасовывает" любое нападение - в первую очередь на заказчика порчи, приворота или астрального убийства.
А вот после смерти колдунов ждет страшная расплата. И если признать: самодвижение гробов вызвано родовым проклятием за черную магию, становится ясным, что наказание постигает не только души колдунов, но и их уже разлагающиеся тела. Ведь позы, в которых заставали трупы в склепах, свидетельствуют о самом настоящем мучении! Думается, гипотеза, выдвинутая доктором К. Дж. Гроупом, подтверждается и чисто российскими фактами, касающимися посмертной судьбы ведьм.
Чуть ли не до начала нашего века в деревнях, если ведьма продолжала после физической кончины беспокоить людей, показываясь им в виде привидения или вампира, а освящение ее дома и специальные церковные службы не помогали, использовалась мера самая крайняя: вскрытие могилы - чтобы забить непосредственно в сердце трупа осиновый кол. В архивах Сарапульской губернии сохранился редчайший документ, рассказывающий о такой акции, относящейся к 1856 году.
После вскрытия могилы глазам присутствующих предстала малоприятная картина. Крепко заколоченная при захоронении крышка гроба была сдвинута, гвозди исчезли. И хотя на лице погребенной никаких следов удушья не было, лежала она не в той позе, в какой ее похоронили.
Как следует из документа, никого из свидетелей это не удивило: другого и не ждали! Ибо в народе всегда считалось, что именно ведьмы и колдуны "переворачиваются" в своих гробах, а их мертвые тела мучаются за свои прижизненные грехи не меньше, чем души...
Екатерина Колесниченко

  • Если сконцентрировано выразить главное содержание этой встречи и состоявшегося разговора, оно уместится в одно слово, в одно понятие – возмущение. Именно возмущение попытками навязать народу «оранжевые» идеи[...]
  • Украина станет первой страной в истории новой России, чествование которой продлится целый год[...]