«Все, что мы делаем руками, делаем плохо...»

«Все, что мы делаем руками, делаем плохо...»

В адрес редакции «Час пик» неоднократно высказывались упреки в том, что, критикуя действия политических сил, выступающих под флагом «Нашей Украины», мы не предоставляем слово представителям самой «Нашей Украины». Сегодня мы исправляем эту ошибку. Перепечатываем интервью Виктора Ющенко, опубликованное в газете «ЮГ», являющейся одесским штабом «Нашей Украины».
- В чем вы видите особенности своей избирательной кампании на юге и востоке Украины?
- Об этом говорить еще рано. Первая цель - избавиться от политиканства вокруг выборов. Примером может служить дискуссия по ЕЭП. Абсолютно бессмысленная дискуссия. Или то, что касается политической реформы. Масса спекуляций, фактически полная неинформированность людей, нет публичного диалога власти с обществом, а идут только инсценировки по тем или иным спекулятивным моментам. Опасность номер один для выборов - их недемократичность, непрозрачность. Я бы сказал, это главное, что надо будет учитывать в избирательной кампании любому кандидату в стране, где отсутствует свобода слова, где нет верховенства права и закона.
- Господин Ехануров возглавляет общественное движение предпринимателей малого и среднего бизнеса. Известно, что он был избран главой движения "За Ющенко! За Украину!". Можно ли это расценивать как включение проблемы малого и среднего бизнеса в число важнейших для Украины?
- Власть, которая не понимает значение малого и среднего бизнеса, дать ответ на вопрос о формировании политики занятости не сможет никогда. Малый и средний бизнес дает 60 процентов рабочих мест. На эту тему в Украине говорят мало, и мне кажется, что всерьез ее немногие воспринимают, а потому и редко поднимают этот вопрос. Как, по-вашему, сколько времени надо затратить в Одессе для организации одного рабочего места? Если вы скажете, что месяц, вы будете не правы. Если скажете - четыре, тоже будете не правы. Если скажете - год, это будет похоже на правду. Пока соберешь 62 справки, плюс время на решение проблем подковерных игр, пройдет никак не меньше года - полутора лет. Вопрос: эта власть, действительно, не понимает, что создание рабочих мест, формирование налоговой базы, наконец, уровень пенсий и зарплат - все формируется в зависимости от того, какая политика по отношению к малому и среднему бизнесу ею ведется?! Поэтому в экономическом контексте здесь все ясно.
Если говорить о политической стороне дела, то Юрий Иванович Ехануров - человек, который имеет взвешенную общественную позицию. И особенно по вопросу малого и среднего бизнеса и общественных организаций. В моем правительстве он был первым вице-премьером и отвечал за экономический блок. Это человек, которому я доверяю. Но в данном случае более важно то, что тема общественных объединений, общественной инициативы, возможно, должна быть поставлена во главу угла. В стране сложная политическая обстановка, а общество, к сожалению, не готово к активной гражданской позиции, оно неохотно идет на декларацию своих целей.
- Как, на ваш взгляд, развиваются отношения между бизнесом и властью?
- Во-первых, необходимо декоммерциализировать политику. Во-вторых, деполитизировать бизнес. Нам надо придти к единому результату, который будет учитывать интересы и политика, и бизнесмена. Многие бизнесмены идут в политику, но в 90 процентах случаев их на этот путь толкает чувство незащищенности. Раз в этой стране не главенствует закон, попираются права человека, то лучше получить мандат и обеспечить определенного рода "крышу" для своей деятельности. Я не даю оценку - законная это деятельность или нет. Но в Украине из-за бесчинства властей страдает даже честный бизнес. Это власть инициировала такую ситуацию, такую дискриминацию человека бизнесом.
Для двух третей политических, деловых кругов и общественности объединяющим является то, что все устали от этой власти. Нынешняя власть не дает надежды, перспективы. Почему не воспользоваться тем, что нас объединяет? И не упоминать о вопросах, которые, безусловно, когда-нибудь придется решать. Поэтому мы исходим из того, что если политическая сила дает такую же оценку деятельности этой власти, как и мы, на сегодняшний день она является нашим партнером. И дай Бог, чтобы взаимопонимание было содержательным и своевременным.
- Ваше отношение к статусу русского языка, и какая политика по языковой проблеме, на ваш взгляд, оптимальна? Некоторые СМИ, в том числе и одесские, представляют вас этаким "пещерным националистом"…
- Ну, вы знаете, это легенды или байки нынешней власти, которая ни Бога не боится, ни страну не любит, ни людей. Я думаю, это самый удачный инструмент дискредитации, потому что благородство не присуще нынешней власти. Эта власть не принесла согласия в Украину. Те проблемы, которые двенадцать лет назад были в Украине, не просто не разрешены, но и приобрели новые признаки противостояния. Эта власть живет по принципу "разделяй и властвуй". И это дает ей основание говорить: "У нас большая проблема в стране: государство есть, а вот народа нет". Знаете, это все, мягко говоря, ненормально. Однако мы никогда не будем эксплуатировать темы противостояний. А власть эти проблемы последнее десятилетие не решала. Хотя само по себе это странно, потому что одна из функций власти - гармонизировать общество. Что же касается языка… Я убежден, что нам следует воспользоваться мировой практикой решения этой проблемы. С одной стороны, есть Конституция, где записано: государственным языком Украины является украинский язык. И власть должна поддерживать и способствовать развитию украинского языка. Это на государственном уровне. С другой стороны, значительная часть общества говорит: "Мне удобно разговаривать на русском языке". Как поступают в таких случаях в демократических странах? Каждый человек имеет право выбора языка общения, это его личное дело. В государственной политике, безусловно, должны учитываться предпочтения людей. Если кто-то хочет разговаривать на иврите, на болгарском или на любом другом языке, - пожалуйста. Для Украины не должен стоять вопрос: украинский язык или русский. Это неправильно. Я убежден: ответ наш должен быть таким - и украинский язык, и русский.
Мы ратуем за свободу слова. В прошлом необходимо оставить политическую цензуру, преследование журналистов. Мы поднимаем проблему коррупции, прежде всего коррупции власти. Отдельный блок вопросов - образование, культура, национальные традиции. Мы убеждены в том, что с утратой украинской национальной культуры мы станем беднее. И мир станет беднее. Ведь никто не сделает этого за нас, никто, кроме нас, не сможет поддержать национальную культуру и образование. Если мы хотим иметь стратегическим партнером Россию, то должны знать ее язык, уважать ее культуру, мы должны уважать и поддерживать традиции людей, которые считают себя русскими. Если мы хотим быть властью, которой доверяют граждане, мы должны следовать их интересам. Они граждане Украины. И это само по себе уже говорит о том, что власть должна быть за них, будь они евреи, русские или представители других национальностей.
- С момента введения гривни прошло семь лет. За это время денежная единица девальвировалась в три с лишним раза, об инфляции вообще говорить не приходится. В цивилизованных государствах предусмотрена в таких случаях индексация пенсий, зарплат и т.д. Почему в Украине, несмотря на наличие соответствующего законодательства, индексация не выплачивается?
- Я думаю, что на падение гривни повлияли события 1998 года. Российский кризис, который за два дня девальвировал российскую валюту, - падение произошло с 6 до 24 рублей за доллар. Тогда, на мой взгляд, Нацбанку Украины благодаря сформированному им инструментарию реагирования на события в России процентов на 70 удалось смягчить удары, которые испытала наша зависимая экономика. Но то, что произошло затем в нормативной базе… В конце концов в каждой стране есть закон, предусматривающий индексацию социальных выплат - пенсий, зарплат, программ поддержки малообеспеченных граждан. У нас есть закон, который предусматривает: если инфляция выше 8-ми процентов, правительство должно предпринимать соответствующие меры. Сейчас в парламенте время от времени возникают дискуссии о том, что на сегодняшний день правительство и Нацбанк выбрали лимит текущей инфляции. И все процессы, связанные с дальнейшим повышением цен, должны сопровождаться компенсационными выплатами. Как только мы в парламенте получим соответствующую статистику по итогам девяти месяцев, сразу поставим этот вопрос перед правительством и профильным комитетом.
- Известна закономерность - чем стабильнее общество, тем оно аполитичнее...
- Потому что политики в таком обществе выполняют свою роль - они формируют стратегические основы стабильности. И тогда это как кислород - его не замечают, о нем не говорят. Так и в политике. Чем беднее страна, тем больше ее волнует международная политика. Я веду к тому, что политическая ситуация, когда политики делают свое дело, на общественном уровне перестает быть такой актуальной, как у нас сегодня. Когда мы видим, что украинская политика делается, так сказать, вручную, и, как правило, делается плохо, потому что все, что мы делаем руками, делаем плохо, тогда возникает желание участвовать в политике. Но Одесса и здесь, как всегда, оригинальна. Она так ведет себя, будто для нее этих проблем и не существует.
Я только что приехал из Львова, и, знаете, такое впечатление, что весь город живет политикой. Чувствуется, что люди понимают: если политика не станет честной, прозрачной, открытой, ничего не получится. Если мы не приблизимся к концепции открытого общества с публичной, прозрачной, честной профессиональной властью, говорить о стабильности будет трудно.
- Планирует ли "Наша Украина" уделять особое внимание именно Одессе?
- Я не приемлю общества, которое дожидается манны небесной. Система моих жизненных взглядов сводится к тому, что проблемы, которые есть в Украине, - это исключительно украинские проблемы. Если украинцы это осмыслят, я уверен, что мы увидим гордую европейскую нацию, живущую в стабильном, благополучном обществе. Мы не будем ощущать своей вторичности. Страна, где исчезают политические активисты, журналисты, не может считаться цивилизованной. И когда я слышу политическую полемику о том, хотят нас в Европе или нет, - удивляюсь. Уважаемые, такими нас никто не хочет, мы сами себя такими не хотим. Разве это предмет гордости, жить в стране, где власть ворует? Чем гордиться? Тем, что существует политическая цензура, что вся страна живет по "темникам"? Я уже не говорю об убийствах. Вы видели, как живет политик или бизнесмен, который осмелился сказать о чем-то ином, нежели думает об этом президент или власть? Он становится изгоем. Наша цель - выбрать дорогу, которая вывела бы Украину из тупика. Для этого необходимо возродить то, что уже было на этой земле тысячу лет назад: если надо было что-то решать, созывали вече. Необходимо определить, какой должна быть политическая и общественная система действий. Цель именно в этом, а не в том, чтобы экспортировать из Киева рецепт, как сделать, чтобы на Одесщине было лучше. А наоборот, создать мотивацию, чтобы именно одесситы сказали, что надо сделать, чтобы стало лучше в Украине.
- Как вы прокомментируете отставку посла Украины в Румынии Антона Бутейко в знак протеста из-за подписания соглашения по ЕЭП?
- Это один из наиболее достойных поступков, который когда-либо совершали наши дипломаты. То, что сделал Антон Бутейко, на мой взгляд, должен был сделать любой министр, если его профессиональная позиция идет вразрез с политикой власти. Он должен иметь мужество сказать: "Честь имею. Ибо это мои взгляды, моя позиция, которую я изменить не могу, потому что это противоречит моим моральным принципам, моему мировоззрению". То, что сделал посол Бутейко, - это поступок. Мы ценим этот шаг. Как ценим и то, что говорили некоторые министры на заседании правительства или в парламенте. Мы были свидетелями, как мужественные люди совершали поступок, а слабые или болели, или находились в командировке, или говорили то, с чем не согласны. Но жить по двойным стандартам, я в этом убежден, члену правительства не к лицу. Это слишком большая роскошь для государства. Сегодня же мы являемся свидетелями того, что все судьбоносные решения в этой стране принимаются "под ковром".
Записала Анна Бердичевская

  • В программе «Однако» московского телевидения, вызвавшей «международный скандал», так ничем и не закончившийся, Михаил Леонтьев обнародовал сведения, которые затем так и не были опровергнуты[...]
  • Правоохранительные органы Украины в пятницу задержали несколько людей, торговавших на одном из киевских рынков мясом, зараженным сибирской язвой[...]