Нобель. Одесса. Рени

Нобель. Одесса. Рени.

Мы начинам публиковать серию материалов, связанных с историей Рени. Это будут и исторические архивные материалы, и материалы связанные с именами наших известных земляков. Все они могут составить (и составят!) интересную книгу об истории города и нашего края. Приглашаем к сотрудничеству тех, кто неравнодушен к истории своей "маленькой родины". Звоните, приходите, предлагайте свои страницы истории.
Сто двадцать лет тому назад одесситы, а затем и их сотоварищи по Рени положили начало...концу американского владычества в нефтяной отрасли не только на гигантских просторах России, но и на пути в Западную Европу. Правда, конец этого владычества связан с именем Великого шведа и санктпетербужца Нобеля, его сыновей и внуков. Но, тем не менее.
Людвиг Нобель, известный нефтепромышленник, родился в 1831 году, умер в 1880-м, сын инженера Нобеля, изобретателя нитроглицерина. Людвиг еще мальчиком прибыл в Санкт-Петербург, куда отца пригласило русское правительство для защиты Кронштадской гавани подводными минами. Уже 35-ти лет от роду Нобель основал в городе на Неве большой чугунно-литейный и оружейный заводы, а в 1875-м вместе с братьями начал эксплуатацию нефтяных источников в Баку. Отсюда и лежал его путь в Южную Пальмиру и к берегам Дуная.

Поставками нефтепродуктов с 1850 по 1857 год занимался Одесский комитет торговли и мануфактуры. Комитет придавал весьма серьезное значение будущему развитию нефтяной торговли в Одессе. Но поставки керосина осуществлялись из Америки и из Царицина. Изучая вопрос о поставках нефтепродуктов, по мнению Комитета, Одесса по своему географическому положению скорее, чем другие рынки России, могла бы служить фокусом для сбыта нефтяных товаров за границу, по крайней мере, для Восточной Германии, где уже тогда Бреслау являлся довольно значительным покупателем нашего керосина. Поставка керосина осуществлялась сухопутным путем из Царицина, а не морским путем ввиду отсутствия необходимых пароходов.
С освоением Бакинской нефти в Закавказье в то время осуществляется перевалка нефтепродуктов через Батуми. По мнению Комитета, преимущество географического положения Батуми "не настолько велики, чтобы парализовать перевес", даруемый Одессе большим обилием капиталов, если только капиталы обратятся в эту страну.
Созданное в 1857 году Русское Общество Пароходства и Торговли (РОПиТ), в 1883 году столкнулось с очевидной проблемой. В Одессу было доставлено морем без малого один миллион пудов нефтепродуктов (в основном, керосина). Доставка сухим путем не прекратилась. Но Одесса по-прежнему не только не питала своего региона, но сама питалась из Царицына и Америки, вместо того, чтобы занять их место по отношению к Юго-Западному краю и Европе. Отпуск нефтепродуктов из Одессы за границу был ничтожен, достигая всего 14 тысяч пудов. Из них всего пять тысяч было отправлено в Болгарию. Разбирая причины подобного положения, как свидетельствуют архивные документы, Комитет нашел, что "главным препятствием, мешавшем Одессе занять подобающее ей место в деле нашей нефтяной торговли, служила затруднительность ея сообщения с местами добычи... Высота действующих провозных тарифов, сравнительно с малоценностью товара, была поразительная и выходила из всяких пределов. Первым делом в этом отношении должны были служить установление перевозки наливом, следовательно, введение необходимых для того специальных перевозочных средств, а вместе с тем и специализация служащих для нефтяного товара, складов".
Участие Нобеля в разработках бакинской нефти дало блестящие результаты, и Нобель построил для перевозки нефти по воде пароходы, а по железным дорогам - вагоны-цистерны. Нобель в самое короткое время построил более двадцати пароходов и двух тысяч вагонов-цистерн, флотилию морских и речных барж, которые развозили керосин по всей России и за ее пределы, особенно в Западную Европу речным транспортом. Так началась история нашего нынешнего открытого акционерного общества "Одеснефтепродукт" и его Ренийского филиала, сегодня именуемого нефтебазой.
С 1884 года резко увеличивается поставка нефтепродуктов. В этом же году РОПиТом были заказаны пароходы для перевозки керосина наливом. "Братья Нобель" приступили к устройству резервуаров. Было построено три резервуара по 120 000 пудов (1966 т.) на Пересыпи (Одесская нефтебаза) и керосинопроводы из гавани до резервуаров.
До 1883 года Одесса служила только "входными воротами" для керосина. С 1884 года ситуация резко меняется. Одесса становится агрессивным и эффективным конкурентом на мировом рынке, постепенно оттесняя американские компании.
Первый наливной пароход "Свет" начал функционировать в 1886 году и было доставлено в Одессу до 3240 тыс. пудов. С развитием нефтеналивных судов, началось расширение и строительство керосиновых складов.
В 1887 году при Одесской наливной станции Общества (Одесская нефтебаза) было построено "Братьями Нобель" три новых резервуара для хранения керосина, емкостью по 120 тыс. пудов каждый. Общая вместимость резервуаров Одесской наливной станции была доведена до 720 тыс. пудов (11794 т). Строительство керосиновых складов еще имело значение потому, что в летнее время керосина потребляли меньше для освещения улиц, так что создавались запасы для осени и зимы.
Можно сказать, что именно Нобель, его сыновья и братья положили начало развитию и в Одессе, и в Рени нефтепереваловочного комплекса, значительному росту грузооборота порта. Свидетельствует исторический очерк, изданный в 1900-м году к 50-летию Российского общества пароходства и торговли. "С целью распространения операции наливной перевозки нефтяных продуктов на Нижний Дунай, РОПиТ предложило Черноморскому Дунайскому пароходству ссуду в сто двадцать тысяч рублей (баснословные по тем временам деньги! - прим. ред.) специально на постройку двух береговых резервуаров в Рени и четырех наливных барж. Одновременно с сим, общество заключило с обществом Черноморско-Дунайского пароходства соглашение, по которому последнее обязалось принимать до 1 января 1900-года в Рени от Одессы в резервуары своей наливной станции нефтяные грузы для перевозки их наливом в пункты, лежащие на Дунае (выше Рени и притоков Дуная) до 400 тысяч пудов в год и пока Черноморское Дунайское пароходство не будет принимать этого количества груза, оно не имело права принимать от кого-либо другого нефтяные наливные грузы, как в Рени, так и в притоках, и обязывалось производить морские наливные перевозки нефтяных продуктов собственными средствами. Общество со своей стороны обязалось в течение того же времени, то есть, по 1 января 1900 года принимать в Черном море нефтяные грузы для перевозки наливом в пункты, лежащие на Дунае, выше Рени и притоков, в количестве до 400 тысяч пудов и доставлять их своими средствами до Рени для передачи Черноморско-Дунайскому пароходству, и пока оно не передаст последнему, в Рени, в течение года 400 тысяч пудов нефтяных продуктов, оно обязывалось не передавать никому другому нефтяных продуктов для перевозки их по Дунаю и его притокам".
Расширение нефтеперевозок танкерным флотом обусловило строительство в сентябре 1890 года нефтяной гавани и подъездных путей к ней со стороны Московской улицы.
Новый мол позволил причаливать керосино-наливные пароходы РОПиТа. У головной части мола была построена насосная станция (2-ой участок), а также на полях орошения сооружены 8 железных резервуаров (5-я старая нефтебаза) емкостью 1200 тыс. пудов (19657 т). Все строительство было закончено в 1896 году.
После революции (1917 г.) нефтяной промышленностью занимался Нефтяной комиссариат, а в Одессе Управление уполномоченного УКПТОПа по Одесской области. С 17 мая 1918 года создается Главный нефтяной комитет. 1930 - 1936 гг. - нефтяной промышленностью руководил Народный Комиссариат Топливной промышленности СССР "Союзнефтесбыт", а в Одессе - Одесское областное отделение.
1936 - 1941 гг. - Нефтехимической промышленностью руководил НКТП - СССР "Главнефть", а в Одессе - Одесское областное управление.
На фото. Нефтебаза. Так все начиналось.
Фото из архива "Одесснефтепродукт".

  • На всем протяжении кампании я выступал за прагматический курс для экономического будущего Украины, такой, который не закрывается ни от кого и ищет коммерческих партнеров повсюду, от Израиля до Соединенных Штатов Америки. Я считаю, что укрепление связей с Европой — и в дальнейшем вступление в Европейский Союз — неизбежны и желательны[...]
  • И впрямь повезло парню, потому что, по его собственным рассказам, служить ему, если и пришлось, то лишь в "учебке", до принятия присяги. А поскольку имел фельдшерское ветеринарное образование до армии, это и пригодилось больше всего[...]