Буря в стакане воды

Буря в стакане воды

Снова нагнетаются страхи, снова разговоры и слухи о строительстве Россией порта в Джурджулештах и необходимости как можно быстрее приступить к строительству железной дороги в Рени, в обход Молдовы. На этот раз сигнал "тревоги" прозвучал на недавней очередной сессии областного совета. Уже, например, заявляется что правительства Москвы и Санкт-Петербурга по деловому озабочены темой строительства порта у наших соседей. Слава богу, есть интернет и телефон. Естественно мы связались с пресс-службой мэра Москвы Юрия Лужкова, руководителем пресс-службы Сергеем Петровичем Цоем и поинтересовались насколько обоснованы подобные утверждения. В пресс-службе правительства очень удивились, получив из Рени информацию, о которой в Москве слыхом не слышали. Очень долго пришлось объяснять, что мы звоним из редакции газеты, действительно журналисты, а не "шутники". Потом долго пришлось рассказывать что такое Джурджулешты, где это находится, и как все это следует понимать. Впрочем, о нашем Ренийском порте москвичи знают и вопросов не задают.
Вот такая порой бывает у нас "тревожная" информация…
Мы обратились к мэру Рени с просьбой прокомментировать в очередной раз подобные слухи и "доводы".

- Наверное, это уже десятое мое интервью, - говорит Сергей Степанович, в котором я всякий раз утверждаю одно и то же: строительство порта в Джурджулештах экономически нецелесообразно и невыгодно, прежде всего, для России. Хотя бы потому, что просто нет места, где этот порт строить. Ну, да, можно какой-то один причал пассажирский соорудить, это никому не мешает, можно какой-то грузовой построить, зерновой, например… А дальше что и как? Перспектива не просматривается. И потом, даже если так, что бы там ни построили, что бы ни сделали, за перевалку все равно надо будет платить. И совершенно неважно, чей это будет порт, - российской собственностью, молдавской или совместной. Платить надо будет все равно. Только, кроме этого, надо будет "ухлопать" еще миллионов двести долларов на строительство этого, так называемого, "порта".
Здравый смысл не позволяет всерьез рассматривать не только такой проект, здравый смысл не допускает даже мысль о том, что это может быть серьезно.
Сегодня у нас проблема совершенно другая и совершенно другого уровня. Проблема состоит в политическом решении наших стратегических задач. И такое решение может быть приято только на самом высшем уровне. Украине надо наконец-то решить с Россией задачу развернуть грузы в направлении Рени и предъявить, так сказать, визитную карточку нашего порта. Как известно, в Ренийский порт давно вложено больше полумиллиарда долларов. Я повторяю и повторяю это каждый раз: у нас все есть и все функционирует. Что мешает нам работать нормально? Только нерешенность проблемы на высшем политическом уровне. Не на уровне города или порта, или даже области и департамента. Это - не тот уровень, на котором реально решаются стратегические задачи.
Россияне заинтересованы в нашем транспортном узле. У россиян - огромный рынок сбыта, в том числе, Европа, Средиземноморье, Турция, Израиль, Египет, арабские страны. У россиян - огромный грузопоток: окатыши, лес, удобрения, зерно, металл, - перечислять можно очень долго. И эти направления, и эти грузы традиционно шли через наш Ренийский порт, в который ничего не нужно вкладывать. Ну, разве что, в модернизацию. Так что "проблема", связанная с Джурджулештами, на самом деле надуманная и не выдерживает критики.
Тем более это действительно так, потому что (я снова повторяюсь) представительство Российского союза промышленников и предпринимателей, возглавляемого Аркадием Вольским, уже прорабатывает в Киеве все вопросы, связанные с перенаправлением части российских грузов в сторону Рени. Это процесс небыстрый, не сразу все делается. Готовятся необходимые документы, делаются экспертные оценки. Мы же прекрасно понимаем, какую работу надо провести специалистам, экспертам, экономистам, транспортникам, того чтобы подготовить документы для принятия решений на высшем политическом уровне.
Эта работа ни на минуту не прекращалась с тех самых пор, как мы заявили Российскому союзу промышленников и предпринимателей о возможностях нашего порта Рени. Продолжается она и сейчас.
Я снова вынужден напомнить о характере той работы, которая ведется в представительстве Вольского. Речь идет о перспективе на пять-десять лет и больше. Это серьезная и кропотливая работа, потому что ее итогом должно стать выполнение задачи перенаправить в сторону Рени не один-два, а пятнадцать-двадцать миллионов тонн груза. Вот чем сегодня озабочены и в Москве, и в Киеве. Вот, кстати, почему на ваш вопрос пресс-служба Юрия Лужкова ответила, что порт Рени им известен, а о Джурджулештах слышат они в первый раз и с большим удивлением.
Сегодня у России действительно существует проблема перевалки грузов. Новороссийский порт перегружен и справиться со все возрастающим грузопотоком он не в состоянии. Уже общеизвестно, что в Новороссийске в ожидании погрузки простаивают тысячи вагонов. А это ситуация не только ненормальная. Это серьезные убытки. И не решать проблему уже просто нельзя. Время не позволяет. Как бы сама жизнь диктует проявить мудрость политическому руководству и нашей страны, и России. То есть, России снова выйти на Дунай и работать.
Для нас на ближайший десяток лет перспектива была бы ни с чем не сравнимая. Порт может переваливать три-четыре миллиона тонн окатышей, два миллиона тонн углей, кокс, полмиллиона кубов леса, два миллиона тонн зерна, металлы, удобрения и так далее. Но чтобы все эти грузы пришли в Рени, решать эту проблему надо не в Рени, а в Москве и Киеве…
Не будем скрывать, есть силы, которые хотят этому помешать. Прежде всего, с нашей, украинской стороны. Вот и муссируются, "пережевываются" разные темы, дескать, Рени давно не то, Рени (порт) уже не в состоянии работать, порт не перспективен и уже не способен, например, заниматься перевалкой зерна. И продолжают в том же духе. Это не только провокационные разговоры и слухи. У них есть заказчик, и есть сверхзадача: уничтожить Ренийский порт как конкурента. Не в наших тарифах здесь дело (кстати, перевалка через Прибалтику обходится россиянам куда дороже), проблема именно в сверхзадаче совершенно определенных украинских кругов устранить Ренийский порт с рынка. А это значит, надо говорить о том, что, например, порту не нужны краны и их надо продать. Кстати, я и к вам, к редакции "Час пик", к журналистам обращаюсь: давайте мы проанализируем и посмотрим в ближайшее время кто, как и, главное, о чем говорит. Когда возникает вопрос, что краны порту не нужны и надо от них избавиться, давайте сразу фамилию указывать, кто к этому призывает, кто эту тему "озвучивает". И станет все ясно. Мы получим точный ответ на вопрос кто хочет того, чтобы на месте Ренийского порта оказалась пустыня, кто выполняет сверхзадачу устранения конкурента на Дунае и жаждет разбазарить порт Рени.
И когда звучат из уст определенных лиц фразы о том, что порт Рени нерентабельный, он никому не нужен, а СЭЗ - ерунда и ее нужно как можно быстрее остановить, в порту - продать технику и краны, это говорит, простите за сравнение, наша украинская "пятая колонна". На пользу они не работают ни порту, ни Рени, ни нашим гражданам.
Разум должен победить и разум победит, а строительство в Джурджулешатх, я говорил и раньше, это вложение в никуда. Те самые двести миллионов, которые необходимо вложить, надо потом отрабатывать. И отрабатывать очень долго. Для инвестора это непросто. Скажем прямо, невыгодно. Все давно научились считать деньги.
Что касается строительства железной дороги в обход Молдовы, действительно, на сей счет существуют разные мнения и на разных уровнях. Есть немало тех, кто считает необходимым строить дорогу.
Мое мнение вам известно. Я его уже высказывал во время встречи у нас, в Рени с Министром транспорта Георгием Николаевичем Кирпой. По крайней мере в ближайшие пятьдесят лет поднимать эту тему бессмысленно. Возить по этой дороге будет нчего. Повторюсь. Не дорогу надо строить, а политическое решение принимать на уровне Украины Росси и Молдовы. Молдова сегодня должна миллионы долларов МПС России. Молдова должна серьезные средства "Укрзализницi". И проблем нет договориться с Молдовой. Нужно только, чтобы решение принимали те, кто может решения принимать. И со стороны Молдовы, и с нашей, украинской, и с российской. Если будет политическое решение развернуть поток российских грузов на 15-20 миллионов тонн в Рени, то вопросы перевозки решаются автоматически со всеми. Но в любом случае к решению этого вопроса надо привлекать молдавскую сторону. Не истерики и скандалы устраивать, искать врагов, а конструктивно работать и подключить Молдову к объемам грузопотока в наш порт. Любой здравомыслящий политик не может не понимать, что это выгодно всем. О чем тогда спорить?
Относительно новой ветки. Ну, давайте начнем с экономики. Никто даже не заводит речь о строительстве дороги, не имея четкой и определенной картины ее грузовой базы. А что у нас? Мифическая дорога с мифическим грузопотоком. Во-вторых, этот проект вредный. Потребуется просто угробить наши экологические ресурсы и природу, проложив дорогу через уникальные озера, обезобразив природный ландшафт. При том, что существующая дорога загружена только лишь на 15-20 процентов. Мы что, по новой дороге собираемся воздух возить?
К сожалению, вокруг всех этих разговоров больше пустой трескотни и желания отдельных людей продемонстрировать свою компетентность в делах общегосударственных, и показать личное участие в борьбе за "державницкi iнтереси". Только державный интерес не в том, чтобы нагнетать страхи с тем партнером, с которым нужно работать.
Давайте вспомним, как два года назад кричали: вот в Югославии война прекратится, завалят нас грузами и порт Рени будет работать "в пять этажей". Где сегодня эти рассказчики, или, лучше сказать, эти грузы? Понятно. Нет ничего. Ноль. Теперь начинают кричать: построим дорогу, обеспечим порт. Чем? Обещаниями? Их уже столько раз давали, что и перечислить трудно. Это - буря в стакане воды. Надо работать и, повторюсь еще раз, всем вместе: Украине, Молдове, России. Пойдут грузы из Казахстана - и Казахстану. Нужно решать вопросы на политическом уровне, и когда они будут решены и согласованы, все наши проблемы отойдут в сторону, как я уже говорил, они будут решены автоматически и в рабочем порядке. Вот именно этим сейчас и необходимо заниматься в Киеве вместе с компетентными представителями Российского союза промышленников и предпринимателей. Так что не надо бить в барабаны и кричать "Караул!!!". Надо работать. И пусть меня извинят, работать надо головой, а не размахивать руками.

  • Еще в августе в Измаиле проходил Шестой Международный турнир памяти великого полководца А. В. Суворова. В этом турнире выступали сильнейшие боксеры Бессарабии и других регионов Украины. Участвовали в нем и наши земляки Рустам Касымов, Виталий Тофан, Олег Текуч. Все трое вышли в финал. Мало того, двое из них выиграли турнир, став чемпионами[...]
  • На шлаковый отвал Енакиевского металлургического завода они, как и многие другие, не имеющие средств на жизнь, пошли в поисках металлолома. С тяжелыми ожогами двадцатилетний Александр Смык, тридцатичетырехлетний Алексей Новодранов и тридцативосьмилетний Анатолий Кузьмин доставлены в центральную городскую больниц[...]