Ох уж эти "трудовые коллективы"!
Какое давно забытое слово! Вы себе можете представить, дорогой
читатель, что у нас продолжается эпоха социализма на предприятиях,
где властвуют акулы бизнеса? А можете представить себе этакий
"трудовой коллектив", способный иметь "собственное
мнение", отличающееся от мнения хозяина? Чушь и бред. Но,
оказывается, такие "трудовые коллективы" у нас есть.
Только вставляют они свои "пять копеек" строго по
предписанию босса.
Вот такая "инициатива" разразилась в Одесском порту
под видом конференции трудового коллектива. Вы что думаете,
коллектива Одесского порта? Ошибаетесь. Этот коллектив, действительно
морально и нравственно здоровый, высказался однозначно о том,
что он думает. И лучше, чем это сказано в опубликованном нами
открытом письме, не скажешь.
Совсем бесстыдно на этом фоне выглядит конференции трудовых
коллективов предприятий совместной деятельности (ПСД) Одесского
морского торгового порта, состоявшаяся 7 июля. Тех самых ПСД,
которые нанесли ущерб настоящему коллективу порта на сумму 300
миллионов гривень, о чем мы громко сообщили на первой странице
этого номера.
Как известно, с приходом Георгия Кирпы в Минтранс, житье-бытье
этой отрасли стало каким-то уж очень неспокойным. За расходы
надо отчитываться, государственную копеечку беречь, относиться
к имуществу предприятия как к своему собственному опасно. Тем
более, когда проверки следуют за проверками и "не заметить"
тех же трехсот миллионов не получается.
Как говорится, приходит время платить по счетам. А счета такие,
что "тянут" на "приличные" статьи уголовного
кодекса. И главное-то возразить, ну, решительно нечего. Что
называется, алиби отсутствует.
И кто в этом виноват? Конечно же, Министр транспорта, конечно
же Георгий Кирпа. Вот и созывается в срочном порядке конференция
трудовых коллективов. Расчет, правда, опять же, на простачков:
трудовой коллектив, мнение рабочих. И так далее, и тому подобное…
Главное - подвергнуть сомнению действия министра, опорочить
все его инициативы, а удастся, - потребовать отставки.
Расчет в общем-то разумный, если учесть, что жареный петух в
известное место клюнул. Как говорится, не ждали. И надо действовать
"решительно". Глядишь, там, "наверху", не
заметят, что трудовые-то коллективы вовсе не те. Во всяком случае,
- не порта.
А портовиков теперь не проведешь, и они высказываются совершенно
в другом смысле. Пока еще просто вежливо и терпеливо просят…
О чем просят? Все о том же. Чтобы порт перестали грабить, а
за нанесенный ущерб виновные понесли ответственность. Но, может
быть, этого не заметят "наверху" и отреагируют на
другое "народное волеизъявление"?
Вот так на уровне "жареного петуха" и родилось постановление,
в котором губернатору Одесской области Сергею Гриневецкому предлагается…
"поставить вопрос перед Кабинетом Министров Украины о недоверии
трудовых коллективов ПСД новому начальнику порта Андрею Егорову
и директору Государственного объединения "Укрморпорт"
Андрею Манучарову".
Оказывается, их действия направлены на… "дестабилизацию
ситуации в Одесском порту". А в обращении к председателю
Верховной Рады Владимиру Литвину и премьер-министру Виктору
Януковичу говорится: "Просим вас назначить независимую
компетентную парламентскую и правительственную комиссию по изучению
ситуации, сложившейся в Одесском морском торговом порту; прекратить
необоснованные бесчисленные проверки Одесского морского порта
и предприятий совместной деятельности, позволив трудовым коллективам
продолжать нормальную деятельность в условиях, подтвердивших
свою эффективность, по существующим договорам совместной деятельности;
пресечь действия должностных лиц Министерства транспорта Украины
и объединения "Укрморпорт", направленные на вымывание
средств из Одесского морского торгового порта и дестабилизацию
ситуации в порту; инициировать проведение проверки правомерности
изъятия оборотных средств у предприятий морской отрасли объединением
"Укрморпорт" и направления использования этих средств,
и в случае незаконности этих действий возвратить их". Участники
конференции поручили Валерию Пустовойтенко "озвучить это
обращение в Верховной Раде".
В. Пустовойтенко обещал обратиться к председателю ВР Владимиру
Литвину и инициировать до ухода депутатов на каникулы голосование
по этому вопросу и создание специальной следственной комиссии.
Также участники конференции приняли решение обратиться в Антимонопольный
комитет Украины с просьбой инициировать проведение проверки
изъятия оборотных средств у предприятий морской отрасли объединением
"Укрморпорт" и направления использования этих средств,
а также правомерности существования Государственного объединения
"Укрморпорт" с точки зрения конкурентного законодательства.
Если обращения останутся без внимания, говорится в решении конференции,
трудовые коллективы ПСД оставляют за собой право проведения
предупредительной забастовки и организации забастовочного комитета
в соответствии с действующим законодательством Украины.
Каково!
А, между прочим, правильно и по точному адресу обратились, господа,
озабоченные превращением денег государственных в свои собственные.
В Верховную Раду! Именно этот непревзойденный наш парламентский
бомонд почти в тот же день, что и проходила та, с позволения
сказать, "конференция трудовых коллективов", отказался
принять закон о контроле над доходами высших должностных лиц".
Принятие такого закона, ясное дело, опасно. Потому что будет
логичным, что следом за этим надо будет принять и закон о контроле
над доходами собственными.
Честно говоря, хотелось бы посмотреть на забастовку ПСД. Они,
что в "джипах" и "мэрсах" бастовать намерены?
Или временно фраки поменяют на потрепанные джинсы от Версаче?
Или, в знак протеста откажутся за столом от ананасов в шампанском
или рябчиков в сметане?
Шутка. Но, как известно, в каждой шутке есть доля шутки. Понятно,
если будет забастовка, ананасы в шампанском и рябчики в сметане
по-прежнему останутся в ассортименте. Не для бастующих. Стоять
на улице с пикетом - удел работников. Иначе, за что им платить
вообще?
Вот с этим, между прочим, и ведет непримиримую войну Министр
транспорта. Нельзя не согласиться с тем, что сегодня стало объективным
фактом нашей жизни. Положение на транспорте в целом заметно
улучшилось. Качество обслуживания повысилось. Ценовая политика
ориентирована на возможности людей, а не доходы транспортников.
И там, где необходимо, Минтранс идет на то, чтобы ту же цену
за проезд сделать приемлемой для людей, в ущерб доходам компаний.
Простой пример: несколько месяцев назад в Измаиле появился первый
авиарейс на Киев. Он оказался абсолютно убыточным. Но Минтранс
не закрыл его. Более того, еще на 12 процентов со 150-ти до
133 гривень снизил стоимость авиабилета и продолжает эксплуатацию
АН-30 на этом маршруте. Да, были рейсы на Киев даже… только
с одним пассажиром. Сейчас уже - не меньше десяти. Будет и полное
наполнение. Потому что делается это, прежде всего, в интересах
гражданина. А интересы эти, не всегда совпадают с экономической
выгодой. Так что надо чем-то поступаться хотя бы для того, чтобы
появился спрос. Политика эта верная, и ее надо хотя бы попытаться
понять, уже не говоря о том, что это следует всячески приветствовать.
А сверхскоростные железнодорожные маршруты, а строительство
автобана Одесса-Киев, а создание в Украине производства современных
скоростных тепловозов! Буквально за один год все мы стали свидетелями
беспрецедентных по активности и масштабности действий Министерства
транспорта, направленных, между прочим, на максимальное удовлетворение
требований главного действующего лица в этой сфере - пассажира.
Добавим к этому, что без участия Минтранса в ремонте Одесского
оперного театра, наверное, и до сих пор никакого результата,
кроме разговоров "на тему", так и не было бы. Добавим
к этому, что повышалась и повышается зарплата рабочих на транспорте.
Добавим к этому участие Минтранса в культурных и образовательных
и общественных программах, потребителем которых является рядовой
гражданин. Список этот можно продолжать. Но что из него следует?
То, что государственные деньги расходуются на те цели, на которые
они расходоваться и должны. Даже тогда, когда, как, например,
с оперным театром, это не сулит никаких доходов. И если ваши,
господа хорошие, совместные предприятия, как вы утверждали на
"конференции", приносят доходы в государственную казну,
и работают, как вы выразились, "стабильно", почему
из той же государственной казны исчезают 300 миллионов?
Вы что, всерьез думаете, что никто ничего не видит и ничего
не понимает? Все прекрасно и видят и понимают, что по статье
доходы - минус расходы - равно убыток можно и нужно работать
только в Одесском оперном театре. Но, извините, не в Одесском
порту. И если Кирпа вас на этом поймал за руку, бастовать не
рекомендуем. Потому что это больше будет похоже на одесскую
базарную опереттку и балаган времен давно ушедших. Прислушайтесь
лучше к тому, о чем говорят сами портовики. А говорят они о
том, что у нас, наконец-то стало появляться гражданское общество.
Настоящее общество, у которого прорезаются зубки, и которое
начинает заявлять о себе во весь голос. По-старому и под простачка
не "проканает". Будьте уверены!
И в этом, между прочим, есть самая главная заслуга нашего Министра
транспорта. Вот чем все-таки "виновен"… И в данном
конкретном случае его можно поблагодарить и поздравить с успехом…
Лев Василишин