Летописи и монастырские записи
сохранили немало свидетельств о православных святых, носителях
этого дара. Преподобный Сергий Радонежский сидел как-то с братией
за трапезой. Вдруг он встал из-за стола, отвесил поклон в сторону
и произнес:
- Радуйся и ты, пастыре Христова стада, и благословение Господне
да будет с тобою!
Присутствовавшие при том спросили, недоумевая-
- С кем ты говоришь, отче?
- Сейчас против нашего монастыря в восьми верстах остановился
епископ Пермский Стефан, едущий в Москву, - ответил Сергий.
- Он сотворил поклон Святой Троице и сказал: "Мир тебе,
духовный брат". Вот я и ответил ему.
Несколько монахов поспешили к тому месту и действительно догнали
Стефана Пермского, который уже продолжал путь. Епископ подтвердил
сказанное отцом Сергием слово в слово.
День и часы, когда шла Куликовская битва, Сергий Радонежский
с братией молился в церкви. Время от времени, прерывая службу,
он сообщал молившимся о ходе сражения, называл павших, и тотчас
по его слову исполнялась по ним заупокойная служба. Наконец
он воскликнул: "Мы победили!"
Подобных свидетельств дошло бы до нас, несомненно, значительно
больше, если бы носители этого дара из смирения не старались
скрыть его. Лишь по смерти Серафима Саровского, когда на столе
его рядом с пачкой нераспечатанных писем нашли стопку готовых,
написанных на них ответов, стало известно об этом его даре.
Сохранились и многочисленные рассказы тех, кто приходил к святому
со своими бедами.
…Как-то к Серафиму Саровскому обратился один из окрестных крестьян:
- Батюшка, у меня лошадь украли! Я теперь без нее совсем нищий,
а ты, говорят, угадываешь.
Отец Серафим прижался головой к голове крестьянина, помолчал
немного и сказал:
- Огради себя молчанием и поспеши теперь в село (он назвал это
село), и когда будешь подходить к нему, то сверни с дороги вправо
и пройди задами четыре дома. Там ты увидишь калиточку, войди
в нее, отвяжи свою лошадь от колоды и выведи молча…
Крестьянин тотчас отправился, куда ему было сказано, и действительно
нашел там свою лошадь.
А в 1833 году в день, когда в своей обители Серафим Саровский
умер, старец Филарет, находившийся за сотни верст от Сарова,
объявил братии о его смерти.
…Странно, дерзко повел себя юродивый Василий Блаженный на пиру
у царя Ивана Грозного. Трижды выплеснул на пол пожалованную
ему от царя чашу. А на окрик разгневанного царя ответил, казалось
бы, и вовсе бессмыслицей:
- Я тушу пожар в Новгороде.
О том, что речи юродивого имели пророческий смысл, было известно
всем. Тотчас же в Новгород был отправлен гонец. Вернувшись через
несколько дней, - столько занял путь туда и обратно, - гонец
подтвердил: именно в тот день и час в Новгороде вспыхнул пожар,
истребивший чуть ли не полгорода.
Известны факты такого "видения на расстоянии" и у
подвижников и святых других вероисповеданий. В том числе у шаманов.
Когда сибирский шаман говорил о ком-то: "Он видит на тридцать
верст", - это означало, что тот, к кому относятся эти слова,
обладает шаманским даром.
Характерна и ритуальная фраза, которую произносит эскимос, желая,
чтобы шаман принял его в ученики. "Я пришел к тебе потому,
что хочу видеть".
Иногда этот дар, совершенно спонтанно, проявляется и у других.
Впрочем, наверное, и не так уж спонтанно - просто сам смысл
и закономерность происходящего выходят далеко за пределы того,
что доступно нам.
Несколько таких эпизодов связные именем шведского философа Эмануэля
Сведенборга (1688-1772). Об этом факте подробно рассказывает
Кант в письме Шарлоте фон Кноблох: "...в субботу, часа
в четыре после полудня, Сведенборг прибыл в Готенбург из Англии.
Г-н Уильям Кастел пригласил его в свой дом вместе с другими,
которых набралось пятнадцать человек. Около шести часов Сведенборг
вышел, но тут же вернулся в общество. Он был бледен и встревожен.
Сказал, что в Стокгольме, в районе Зюден, вспыхнул сильный пожар,
который быстро распространяется. (Готенбург расположен на расстоянии
пятидесяти немецких, миль, или около трехсот английских миль,
от Стокгольма.) Сведенборг не находил покоя и часто выходил
из помещения. Он сказал, что дом одного из его друзей его сгорел
дотла и что его собственный дом в опасности. В восемь часов,
вернувшись в очередной раз, он радостно воскликнул: "Слава
Богу! Огонь удалось потушить за три подъезда до моего дома!".
Рассказ об этом вызвал большой переполох во всем городе, но
больше всего - в компании, в которой он находился. В тот же
вечер об этом сообщили губернатору. Утром в воскресенье Сведенборг
был приглашен к губернатору, который расспрашивал его об этом
несчастье, Сведенборг подробно описал пожар, сказал, как он
начался, как был погашен и сколь долго продолжался. Через несколько
дней в город прибыли нарочный из Стокгольма и королевский курьер,
присутствовавшие при пожаре. То, что рассказали они, по времени
и в деталях полностью совпало с рассказом Сведенборга.
В 1762 году, будучи в Амстердаме, Сведенборг во время беседы
тоже внезапно изменился в лице и не мог продолжать разговор.
Придя в себя, на расспросы присутствовавших он сказал:
- В этот самый час умер русский император Петр III.
Действительно, спустя какое-то время газеты подтвердили это.
Убийство русского императора произошло именно в тот день и в
тот самый час.
Видение на расстоянии", инсайт, проявляется чаще всего
в трагических, эмоционально напряженных обстоятельствах. Известно
свидетельство английского философа Фрэнсиса Бэкона. В 1578 году,
когда он находился на пути между Лондоном и Парижем, его внезапно
посетило озарение, он узнал о смерти своего отца, скончавшегося
в тот самый день и час.
Можно предположить, что потенциально люди вообще наделены способностью
к "прямому знанию", т. е. к восприятию событий и объектов,
происходящему без участия известных нам органов чувств. Именно
это имел в виду Парацельс (1493-1541), когда писал. "Человек
обладает силой, позволяющей ему видеть своих друзей и обстоятельства,
в которых они находятся, несмотря на то, что люди, о которых
идет речь, могут в это время находиться за тысячи миль".
Может быть, поэтому, хотя история являет нам имена духовидцев,
святых и пророков, известно достаточно фактов, когда носителем
этого дара оказывался человек, вовсе не наделенный какими-то
особыми совершенствами У некоторых людей способность эта может
проявиться вообще только раз в жизни и затем исчезает бесследно.
Как иллюстрацию такого спонтанного инсайта приведу письмо, полученное
известным психологом Л Л.Васильевым и опубликованное им в одной
из его работ: "Я могу сообщить Вам один кажущийся совершенно
невероятным факт. Осенью 1942 года мой муж был в военной школе
политсостава в Шадринске. Я знала, что на фронт его пошлют после
мая. Я работала тогда в горкоме союза начальной и средней школы
(председателем союза). Однажды, в марте, я пришла домой очень
усталой. Жила я тогда далеко от центра, дорога - вся пешком.
Помню, села в кресло в столовой и моментально уснула. И вдруг
вижу - получила от мужа телеграмму такого содержания: "Выезжаю
сегодня Свердловск, едем фронт, целую. Юрий". Вскочила
- нет телеграммы! Но я так ясно ее видела, что поверила сама,
что такая телеграмма мне быть должна. Я не стала даже кушать,
бросилась моментально обратно в город. Прибежала в гороно, к
заведующему Цыпину Леониду Ивановичу, и стала просить его, чтобы
он мне дал командировочное удостоверение, сказала, что муж едет
на фронт, что я получила от него телеграмму. С первым же поездом
в Свердловск, в 5 часов утра, я выехала. Там у меня жила дочь,
муж которой работал в НКВД. Приехала к ней (она сейчас живет
со мной - Скутина Маргарита Васильевна), рассказала ей о полученной
мной во сне телеграмме. Билет я купила до Шадринска. Нам надо
было ехать на станцию и закомпостировать его. Мы оделись, но
около часа не могли уйти из дому. Сидели в шубах, чего-то ждали,
разговаривая. Вдруг - барабанный стук в дверь. Дочь кинулась
открывать ее - мой муж стоял в дверях... "Мама здесь?"
- первое, что он спросил, "Здесь!" - ответила Рита.
"Я так и знал!" Оказалось, что он действительно мне
такую телеграмму написал, но не отправил, хотя много раз пытался,
но все раздумывал, успею ли я ее получить, или это будет лишняя
трепка нервов. Я "получила" эту неотправленную телеграмму.
Эшелон мужа стоял в Свердловске два часа, и я смогла проводить
его на фронт".
Некоторые считают, что "видение на расстоянии" связано
с высокой духовностью и полагают, что качество это постепенно
получит все большее распространение в будущем, по мере совершенствования
рода человеческого. Иными словами, воспринимаемое сегодня как
уникальная способность, "видение на расстоянии" приходит
к нам как бы из грядущего.
Другие, наоборот, видят в таком импульсивном, необъяснимом даре
чисто атавистическое свойство. В начале своего бытия, когда
человек только выходил из животного мира, оно помогало его выживанию,
пока, к несчастью, не оказалось вытесненным логическим мышлением
и интеллектом.
Вторая точка зрения кажется мне убедительнее. Не только потому,
что, сколько живу на свете, никакого движения к совершенству
ни у других, а главное - у себя как-то не замечаю. В пользу
ее говорит и то, что животные, особенно живущие с человеком
собаки и кошки, проявляют нередко такие способности.
Впрочем, кто говорит, будто одно должно исключать другое?
Александр Горбовский