Чудеса на хуторе близ Диканьки

Чудеса на хуторе близ Диканьки

Не так давно человечество отмечало печальную дату - 150-летие со дня ухода Николая Васильевича Гоголя. Споры о мистическом в его творчестве, жизни и даже в смерти не утихают и по сегодняшний день. Но те из исследователей, кто добросовестно изучал жизнь и творчество великого русского писателя, изучал архивные материалы и бывал на его родине, небезосновательно считают, что мистика и Гоголь - не только плод воображения писателя. Многое и сегодня на хуторе близ Диканьки окружено тайной, постичь которую способен, наверное, только глубоко верующий человек…
Небольшая церквушка на окраине Диканьки. И этот храм, и прозрачный лесок вокруг полны необъяснимой тайны, чудес. Настоятель отец Василий крестится на невзрачный пень, который здесь берегут как зеницу ока. Это святыня, с которой все началось. Доказательства - в архивах Диканьского краеведческого музея, в Полтавском областном архиве, в архиве древних актов в Москве и Государственного исторического архива России в Санкт-Петербурге...
... После того, как роды дважды закончились неудачно, Мария Гоголь-Яновская из села Яновщина, что в 25 верстах от Диканьки, совсем было пала духом. С мольбами подарить ей сына она припала к иконе Николая Угодника. И ее молитвы были услышаны. Мальчик не просто родился здоровым и крепким. Он родился гением! Так Диканька помогла появиться на свет Николаю Гоголю, а он, в свою очередь, возвеличил Диканьку.
Кто только не бил поклоны иконе, кто только не молился в этой церкви! Николай Гоголь, Панас Мирный, Михаил Щепкин, Иван Котляревский, Михаил Глинка, Мария Башкирцева, Владимир Гиляровский, Альберт Рис Вильямс, Олесь Гончар, советские и постсоветские политики.
- В незапамятные времена на этом пеньке, - рассказывает отец Василий, - люди нашли икону святителя Николая. Благочестивые прихожане перенесли ее в ближайшую церковь. Каково же было их удивление, когда утром икона опять оказалась в лесу на том же самом пеньке! Ее снова и снова возвращали в храм, а она снова и снова появлялась в лесу. И тогда священники предложили именно на этом месте построить новую церковь. А поскольку икона была Николая Чудотворца, то и церковь назвали Никольской. Удивительный пень стал своеобразным алтарем. На него поставили крест, а слава о чудотворной иконе понеслась по всей Руси.
…Читаем копию газеты "Московитянин" 1852 года: "К числу главных достопримечательностей Диканьки, конечно, должен быть отнесен чудотворный образ Святителя Николая. Редко кто не сходит хоть раз в год на поклонение Угоднику Божьему Святому. В особенности большое стечение бывает в пост Петра и Павла. Вы встретите тут, кроме малороссиян и русских мужичков, нередко даже обитателей далекой Сибири..."
- А шли сюда, между прочим, со всей России пешком, - уточняет батюшка. - Считалось, что к таким паломникам икона особо благосклонна.
…Чудеса вокруг церкви продолжаются на протяжении всей ее истории. Рассказывают, что в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века секретарь парторганизации местного колхоза имени Ленина Маковская позарилась на гектар земли у церкви. Для этого ей пришлось убрать с дороги здешнего священника Нестерука. По ложному обвинению его бросили за решетку, а территорию вокруг храма распахали и засадили свеклой. Случайно или нет, но вскоре в семье секретаря произошло несчастье: сын суровой коммунистки, купаясь в пруду, сломал позвоночник...
Сейчас о чудотворной иконе напоминает только пень. Четыре года назад образ приняла для реставрации Полтавская галерея искусств, а потом сообщила, что обновить его невозможно. Местный же народ считает, что Николая Угодника попросту украли.
…Фамилия графов Капнистов до революции в России была довольно известной. В их имении в Великой Обуховке, что близ Миргорода, собирались декабристы, здесь часто бывали Г. Державин и Н. Гоголь. Василий Васильевич Капнист - известный в свое время писатель и драматург. Его сын Иван Васильевич был московским губернатором. А в семье внука Владимира Ивановича произошла история, о которой говорили по всей Руси.
На масленицу 1880 года граф получил тревожное известие из Полтавского института благородных девиц, где училась его дочь Мария: девушка больна и желает видеть родителей. Оказалось, озорная девчонка летела по широким ступеням института и подвернула ногу. Врач Мейер успокоил графа: мол, ничего страшного, все исправит гипсовая повязка.
Харьковский хирург Груббе, к которому повез Марию отец, сконструировал специальный башмак, в котором девушка могла даже немного передвигаться. Прошел пост, наступила Пасха, а больной не становилось лучше. Напротив, в первый день Светлого Христова Воскресения у Марии искривилась и вторая нога. Позже больная вообще перестала чувствовать руки и ноги, даже не ощущала уколов. Открылись вывихи в плечевых суставах, в левом бедре. А спина стала до того чувствительной, что любой резкий звук, даже громкий разговор причиняли Марии жестокие страдания. Доктора советовали везти больную в Москву, Санкт-Петербург.
В октябре семейство графа было в Москве. Отец показывал дочь известнейшим медицинским светилам того времени - Кожевникову, Митропольскому, Склифосовскому, Корсакову, Павлинову, Каспари. Но все они в бессилии разводили руками. Оставалась единственная надежда - на парижского профессора Шарко, который должен был приехать в Москву.
В Козельщину, в имение, где семья дожидалась телеграммы от графа, наконец, пришло известие - "Выезжайте, профессор Шарко в Москве". Мать наскоро уложила вещи и попросила дочь: "Маша, возьми образ Божией Матери, почисти ризу и попроси, чтоб помогла нам благополучно доехать". Прошло несколько минут, и вдруг Мария закричала: "Мама! Мамочка! Я чувствую ноги!". Мать бросилась к дочери. А та, в порыве необычайного восторга, срывала бинты. На крики сбежались все, кто был в доме, и глазам их представилась необычайная картина - девушка расхаживала по комнате.
В Москву семья все же поехала - продемонстрировать чудо знаменитым врачам, признававшим болезнь неизлечимой. Квартиру графа посетили многие светила медицины, в том числе профессор Склифосовский. Все они признались, что с научной точки зрения не могут объяснить выздоровление больной. Сам господин Шарко, называя болезнь девицы "истерией", отказался объяснить вывихи рук и ног, а тем более столь мгновенное исцеление.
Весть о случившемся чуде облетела всю Москву, толпы народа осаждали квартиру, чтобы поклониться святому образу. И благородный граф, построив часовню в саду, передал икону для всенародного поклонения.
Любящий отец в благодарность за чудесное исцеление дочери построил церковь, больницу, аптеку, странноприимный дом, где нашли приют бедные, обездоленные и больные, открыл школу живописи и церковно-приходскую школу. И, наконец, возвел собор Рождества Богородицы, в котором открыли женский монастырь. Все случаи чудесных исцелений (а их многие сотни) тщательно документировались.
Но откуда же взялась эта чудная икона? История ее, как минимум, уходит во времена Византии. Константинополь пал под натиском мусульман 29 мая 1453 года. Знаменитый храм Святой Софии был обращен в мечеть. Богатую живопись покрыли толстым слоем штукатурки…
Через несколько столетий во время очередного набега запорожцев на Цареград в храме произошла настоящая рубка. Один из запорожских сорвиголов, размахивая саблей, нечаянно ударил по стене, кусок штукатурки отлетел, и взору предстала икона. Она попала к войсковому писарю Сиромахе. Его мать, Параскева Дмитриевна, вышла замуж за казака Козельца, а тот подарил образ Капнистам. Историю рассказал Павел Иванович Козелец в газете "Полтавские епархиальные ведомости" еще при жизни Капнистов, в конце XIX века, так что в подлинности рассказанного вряд ли можно сомневаться.
В 1929 году монастырь был закрыт. Более шестидесяти лет люди прятали чудо-образ, веря в лучшие времена. В 1993 году разрушенный монастырь начали возрождать, и чудотворная икона снова заняла почетное место в обители.
…В 1709 году село Каплуновку заняли шведы. Король Карл XII устроил штаб в доме священника отца Иоанна. Шведы пытались поджечь церковь, но, сколько ни обкладывали ее дровами и соломой, она не загоралась. Король уже был наслышан о чудотворной иконе, которая здесь хранилась. "Если мы не смогли сжечь церковь, то как мы сделаем это с городом?". Его слова оказались пророческими. В апреле шведы осадили Полтаву. Почти четыре месяца продолжались безуспешные попытки захватить крошечную деревянную крепость... А Каплуновская икона, которая стала на дороге огромной шведской армии, находится сегодня в Свято-Макарьевском соборе Полтавы.
Особая печаль верующих - Владимирская икона Божией Матери, защитившая во время Великой Отечественной войны от бомбежки Преображенский скит за селом Писаревщина, Диканьского района. Однажды, испугавшись наступающих фашистов, монахини попытались переправиться с иконой через речку Ворсклу, но не смогли. Начался артиллерийский обстрел. Разрушено было все, снаряд попал даже в колонны иконостаса. Только сестры и Владимирская икона остались целехоньки. Долгое время образ прятал у себя бывший староста скита, а после его смерти икона очутилась в частных руках. Иногда по просьбе священнослужителей владелица милостиво выставляет ее на показ, в остальные же дни держит в собственном особняке.
- Как же так, - спросили мы настоятеля храма, - неужели нет способа вернуть святыню?
Мудрый батюшка нас успокоил:
- Она сама ее принесет: Бог вразумит, вот увидите...

  • Когда она видит в витрине слова «У нас скидки!» или «Распродажа!», то моментально делает стойку, как охотничья собака на дичь. Отвлечь и увести ее от магазина уже невозможно…[...]
  • Уже в мае-июне этого года пенсионное дело в Украине полностью будут вести только органы Пенсионного фонда. Этот порядок, согласно принятому постановлению правительства, отныне распространен на все регионы и города Киев и Севастополь[...]