Одним из сегментов социальной инфраструктуры будущего
социополиса должно стать внедрение программы "Город, дружественный
к ребенку". В создании этой программы непосредственно участвует
Киевский институт развития интеллекта ребенка при поддержке
ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ. Она предусматривает оказание всесторонней
помощи родителям, педагогам, детским дошкольным учреждениям
в интеллектуальном и физическом развитии детей. Программа делится
на три этапа. Первый рассчитан на самый ранний возраст - от
рождения до 6 лет, второй от 6 до 17 лет, третий - от 17 до
25 лет. Девиз программы - "Ни один ребенок не должен остаться
без внимания и заботы".
На прошлой неделе институт интеллекта ребенка открыл свои двери
в г. Рени. Здесь состоялась презентация программы "Город,
дружественный к ребенку", которую провели директор института
Виктор Леонтьевич Кропович, заместитель директора по науке Светлана
Петровна Чередниченко и методист Лилия Николаевна Лопатнюк.
C cодержанием программы, одним из ее модулей, состоящем из пособий
и методических разработок они ознакомили педагогов, воспитателей
детских садов на совещании в центре детского творчества. Были
проведены также семинары и консультации в городских детских
садах, в которых планируется создание двух методических центров
по внедрению программы.
Институт развития интеллекта ребенка в Украине существует с
1999 года. Его учредителем стал В.Л. Кропович, который в поисках
методической литературы по воспитанию детей раннего возраста
столкнулся с проблемой ее острого дефицита. Книга американца
Глена Думана "Как развить интеллект ребенка", с которой
он столкнулся в этих поисках, подсказала идею создания института.
Автор книги - врач по профессии основал частную клинику, специализирующуюся
на операциях на мозге у детей. Однако вскоре выяснилось, что
дети после операции перестают развиваться. Это заставило его
глубже заняться изучением детского мозга, проблемой его развития.
Выяснилось, что в самом раннем возрасте дети способны воспринимать
гораздо больше информации, чем в более старшем. Наиболее интенсивно
мозг развивается до 6 лет. В этот период он работает в аналитическом
режиме. Аналитический склад ума характерен для ученых, людей
особо одаренных, гениев. Не зря говорят, что все дети рождаются
талантливыми и гениальными. Этот факт послужил основой для разработки
методик воспитания и развития интеллекта ребенка.
- К сожалению, в Украине в последние десятилетия было не до
проблем воспитания, - сказала на презентации Светлана Чередниченко.
- Свалившиеся на нее после развала Советского Союза экономические
трудности затмили их. Но сейчас, когда пошли процессы стабилизации,
в стране обратили на это внимание. В Рени, где будут, отрабатываться
модели экономического развития страны, где шаг за шагом создаются
условия для лучшей жизни людей и молодежь будет иметь возможность
реализовать себя, крайне важно сформировать человека, дать ему
возможность развить интеллект, способности. Этой задаче как
раз и подчинена программа "Город, дружественный к ребенку".
Она научит воспитывать, даст методику работы с детьми, начиная
с самого раннего возраста.
Взяв на вооружение идею, ученные, врачи, психологи, педагоги,
которые помогали основать институт, пришли к выводу, что разработанные
американцами методики нам не подходят. Процесс воспитания в
обществе, как правило базируется на его истоках, традициях и
сориентирован на те цели, к которому оно стремится. В отличие
от Америки наша страна имеет древнейшую историю, развитую культуру,
высокий интеллект нации. Наше общество издревле было гуманным
и духовным, мы должны растить людей, которые обладали бы не
только развитым интеллектом, но следовали традициям духовности
и культуры.
Вновь созданный институт свои методические пособия создавал
в тесном сотрудничестве с медицинскими и педагогическими вузами.
При этом учитывался чисто украинский опыт. Главная цель - воспитать
человека - патриота, который не только любит свою страну, но
и гордится ею. Институт готовит специалистов, обеспечивает дидактическим
материалом.
Минувшей зимой по украинскому телевидению был показан репортаж,
который первоначально воспринимался как нечто фантастическое
или как киношный обман. В яркий солнечный день из дверей детского
сада высыпала полураздетая ребятня… и босиком прямо в снег.
Оказалось, что это дети из детского сада в Старо-Константинове
Хмельницкой области. Их здесь воспитывают по программам и методикам
института вот уже пять лет, начиная от рождения. Они обливаются
холодной водой. Бегают босиком по снегу, играют в снежки. Не
болеют, физически закалены. Кроме того, прекрасно умеют читать.
В этом году в пятилетнем возрасте они идут в школу.
Программа "Город, дружественный к ребенку" завоевывает
все больше территорий в Украине. Она поддержана на правительственном
уровне, государственным комитетом семьи и молодежи. Создана
ассоциация "Городов, дружественных к ребенку", которую
поддерживает ЮНИСЕФ.
Программу "Город, дружественный к ребенку" ведут воспитатели,
но при непосредственном участии детей. Она учит всему: и раннему
чтению, и уважительному отношению к семье, к школе. Ее основа
высокогуманная, духовная, возвышенная. Учитывая особенности
детского мозга, способного как губка впитывать в себя огромное
количество знаний, она предлагает методику изучения иностранных
языков в раннем возрасте. Это исключительно развивает способности
логического мышления, интеллект и духовность.
Следует сказать, что презентация программы сопровождалась большой
и насыщенной консультативной программой. Работники института
провели семинар с воспитателями детских садов по методике раннего
обучения чтению, высказали рекомендации учителям английского
языка в начальных классах. Они провели занятия на тему, как
работать с маленькими детьми, как научить их одновременно читать
на нескольких языках. Они привезли и оставили городу методические
разработки, пособия, по которым уже можно начинать работу.
Итак, программа "Город, дружественный к ребенку" стартовала
в г. Рени.
Н. Стойловская