Нужно вспомнить, что порт на Дунае - стратегический порт, который может переваливать любые грузы в объемах 15-20 миллионов тонн и больше…

Нужно вспомнить, что порт на Дунае - стратегический порт, который может переваливать любые грузы в объемах 15-20 миллионов тонн и больше…

В последнее время, особенно после публикаций в центральных изданиях сведений о готовности России строить порт в Джурджулештах, эта информация все больше обрастает домыслами и слухами, предположениями и догадками, сеет панику и вызывает нездоровый ажиотаж.
Давайте попытаемся трезво взглянуть на вещи. Сказать, что у нас нет повода для беспокойства - погрешить против истины. Только и поводы бывают разные. И в данном конкретном случае беспокоиться надо больше о другом. Давно пора бы задуматься над элементарной задачей: как повернуть российские грузы в сторону Рени, как оживить грузопоток на нашем украинском направлении? Об этом и состоялся наш разговор с городским головой, недавно вернувшимся из деловой поездки в столицу.

Надо сказать, что главной целью поездки Сергея Колевича в Киев было обсуждение перспектив дальнейшего развития СЭЗ "Рени", и работа комитета Верховной Рады по местному самоуправлению в области законотворчества о местном же самоуправлении вообще, и, в частности, о законодательной базе будущего социополиса "Рени". Мы много об этом говорим, городской совет многое для этого предпринимает сам, но мы хорошо знаем насколько труден и долог путь принятия решений "наверху" и прохождения там необходимых документов.
Действующий закон о местном самоуправлении, по словам мэра города, сегодня не работает вообще. Не работает на своем основном уровне - уровне города районного подчинения. Права местных громад и их руководителей сегодня больше напоминают перечень обязанностей и ограничений, чем прав и самостоятельности в принятии важнейших для жизни горожан проблем. Например, то же формирование бюджета города лишает всякого смысла проявление каких бы то ни было местных инициатив находить источники пополнения бюджета. Все равно, восемьдесят пять процентов отберут, все равно свяжут руки и сделают бессмысленными попытки радикально менять ситуацию.
Это наконец-то стали понимать "наверху" и, например, в том же профильном Комитете Верховной Рады, по крайней мере, уже пытаются "обкатать" те или иные положения Закона с мэрами городов, привлечь их к конкретной работе по законотворчеству. Во всяком случае (если мы помним, опыт Сергея Колевича с принятием Закона о СЭЗ "Рени") нашему мэру есть что сказать и в Верховной Раде, и в Кабинете министров.
А в Министерстве экономики, непосредственно в управлении, занимающимся деятельностью СЭЗ и экономической интеграцией, у городского головы состоялись деловые встречи с государственными управленцами и представителями крупного бизнеса.
Что сегодня препятствует дальнейшему развитию СЭЗ, например, у нас, непосредственно в Рени? События последнего времени, - принятие в эксплуатацию второй очереди зернового комплекса, завершение строительства газового комплекса, - наглядно демонстрируют успехи СЭЗ. Казалось бы, все идет своим чередом, о чем беспокоиться? Оказывается, есть о чем. Взять, к примеру, инвестиционный проект по строительству соевого завода, объем инвестиций по которому достигает, как мы помним, сорока миллионов долларов. Этот проект до сих пор еще "заморожен". Проблема - в санкциях, которые были приняты FAFT против Украины, своевременно не принявшей закон о борьбе с отмыванием денег. Закон с опозданием приняли. Санкции с Украины сняты. Но сама процедура снятия санкций (как, кстати, и их принятие) - дело не одного дня. И процедура эта еще не закончена. Так кто же в этом виноват? Фирма виновата? Инвестор виноват? Нет, конечно, виновата Украина, а, как говорится, "расплачиваться" приходится нам, как всегда за чужие ошибки. Что касается проекта по соевому комплексу, намерения инвестора не изменились, как не изменилась и позиция городского совета конкретно по этой проблеме. Просто сегодня мы вынуждены ждать, когда процедура получения необходимых документов будет, наконец, закончена и для инвесторов зажжется "зеленый" свет.
Другое дело - те проблемы, с которых мы начали. Увеличение грузопотока на ренийском направлении. Не надо бояться и бить в колокола, что Россия собирается строить порт в Джурджулештах. Давайте хотя бы на минуту задумаемся о том, что у России сегодня от 150 - до 300 миллионов тонн различных грузов украинского направления. Что называется, на всех хватит. Но что мешает нам убедить россиян в возможностях ренийского направления и развернуть восемь-десять миллионов тонн груза на Ренийский порт? Не мешает ничего. Каков характер этих грузов? Окатыши, уголь, лес, металл, удобрения, кокс, трубы, зерно… Надо хорошо себе представлять: сегодня те, кто производит эти грузы, - директора шахт, заводов, комбинатов, леспромхозов, аграрии не определяют политику распределения грузопотока. Для них главное - вовремя отгрузить экспортную продукцию, а пойдет она через Рени, Клайпеду или Брест, грузоотправителю, по большому счету, совершенно безразлично.
- Определяют политику в этом направлении другие структуры, - рассказывает Сергей Колевич. - И главная, кроме правительственных, - Российский союз промышленников и предпринимателей, возглавляемый Аркадием Вольским. Годы, минувшие после развала СССР, создали определенный вакуум в информационном плане. Например, о возможностях того же Ренийского порт многие, как оказалось, даже не знают. И для них - полное откровение подробный и обстоятельный разговор об этом. Мы встречались с главой представительства Российского союза в Украине, детально разобрались в проблеме и поняли друг друга. Я пригласил в Рени делегацию союза промышленников, чтобы на месте можно было бы убедиться в наших возможностях и перспективах. Будет встреча с Послом России в Украине Виктором Степановичем Черномырдиным. Сегодня России нужно принять политическое решение на уровне посла, на уровне правительства России и союза промышленников развернуть восемь-десять-пятнадцать миллионов тонн груза в направлении Рени. А нам пора прекратить дебаты, нужен Украине этот порт или не нужен, плохой там начальник или хороший. Да и в порту нужна совсем иная идеология. Прошлогодняя осень показала, что, оказывается, можно развернуть грузопоток, как было с зерном. А если можно развернуть на Рени зерно, что мешает нам развернуть сюда же окатыши и металл, лес и удобрения, уголь и трубы, и так далее, и так далее…
Я долго наблюдал, как порт поднимается с колен. Сегодня оживление здесь, как известно, произошло. Но вспомним и то, что было сделано для этого. Мы помогли порту избавиться от многих статей затратной части его бюджета: приняли в коммунальную собственность жилье и котельные, дошкольные учреждения, больница водников вошла в состав ЦРБ, с помощью района избавив порт от этой тяжелейшей финансовой ноши. То есть, и местная, и районная власть внесли свою лепту в то, чтобы порт обрел второе дыхание. Но одних этих мер недостаточно. Необходимо вести настойчивую целенаправленную политику на привлечение новых и новых грузов, возрождение утраченных связей и налаживание новых.
Нужно вспомнить, что порт на Дунае - стратегический порт, который способен переваливать любые грузы в объемах 15-20 миллионов тонн и больше. Для России строить в порт в Джурджулештах - это еще годы и годы, и миллионы долларов, только дешевле перевалка не станет. А сегодня можно по дешевым железнодорожным тарифам, на уровне политического руководства России и Украины решить этот вопрос, привлечь внимание грузоотправителя и все! Экономика сама диктует политику, если этому не мешают.
Живо и очень заинтересованно отнеслись к моей информации о Рени представители крупного бизнеса. Я оставил им информацию еще и о том, что порт Рени в лучшие времена Советского Союза обрабатывал 14 миллионов тонн грузов. При этом мощности порта были задействованы примерно лишь на 30 процентов. Об этом мало кто говорит, но надо себе отдавать отчет: порт способен на гораздо большее. С советских времен любое производство закладывалось, так сказать, "с запасом прочности" вдвое, втрое превышающем возможности реальных объемов. То же самое вполне относится и к Ренийскому порту. При небольшом техническом перевооружении, при организации работы на современном уровне, при высокой технологической и исполнительской дисциплине порт способен обрабатывать и двадцать и более миллионов тонн грузов в год.
- Встречи в Киеве удались, - заканчивает Сергей Степанович. - Решено, что в Рени приедут и представительная делегация Российского союза промышленников, и крупные бизнесмены, банкиры, эксперты для того чтобы создать основу для принятия Россией политического решения. Если мы сообща это решение примем, мы радикально изменим ситуацию как в порту, так и в городе. Надо, чтобы порт был загружен, что называется, "в три эшелона" или "в три этажа". Чтобы пароходы стояли в очереди, чтобы вагоны стояли в очереди, чтобы на самом деле не было смысла строить порт в трех километрах рядом, когда такая махина в Рени не задействована. Сегодня интерес России к нам должен быть проявлен в полную мощь. Собственно, ради этого и состоялись наши встречи в столице…
Записал Лев Василишин

  • Мы не должны забывать о роли, которую Киев и Киевская Русь сыграли в истории России и всей Восточной Европы. Достаточно сказать, что для Русской Православной Церкви Киев является крещальной купелью[...]
  • Как сообщила главный государственный санитарный врач Крыма Мария Кровякова, с конца января запрещен ввоз продукции птицеводства китайского происхождения в страны Европейского Союза. Тем не менее, уже выявлены факты экспорта этой продукции на рынки Центрально-Восточной Европы[...]