К нашей СЭЗ критика не относится

К нашей СЭЗ критика не относится

Наверное, некорректно сравнивать областной центр с городом районного подчинения. Но в материале, который публикуется ниже, есть черты объединяющие их. Это - пути решения проблем, которые, как правило общие, если речь идет о стратегии выхода из кризиса. Тем более, когда речь идет об инвестициях, СЭЗ и внедрении новейших технологий. Так и здесь.
Николаев - в прошлом один из самых кризисных городов Украины. Высокая концентрация предприятий военно-промышленного комплекса сделала его одним из самых засекреченных городов в СССР. Официально город был "открыт" лишь в 1996 году. Потеря государственных оборонных заказов особенно болезненно была воспринята промышленностью города. Однако темпы экономического роста последних трех лет вселяют оптимизм руководству города. Об этом и состоялся разговор с мэром Николаева Владимиром Чайкой.

- Какие шаги предпринимает городская власть для выведения экономики Николаева из кризиса?
- Пытаясь противостоять кризису, руководство города определило три стратегических направления: создание свободной экономической зоны, снижение зависимости города от одной отрасли путем развития малого и среднего бизнеса, использования географического положения Николаева. Наконец, привлечение иностранных инвесторов. Первый этап уже осуществлен - закон о СЭЗ принят Верховной Радой в 1999 году. Теперь работаем над привлечением инвесторов из-за рубежа.
- Президент Украины недавно подверг деятельность свободных экономических зон критике. Каковы результаты работы николаевской СЭЗ?
- Полагаю, что к нашей СЭЗ критика не относится. За время ее существования удалось осуществить один из наиболее успешных инвестиционных проектов в Украине. Речь о приватизации николаевского завода “Океан” одной из крупнейших судостроительных компаний Европы - голландской “Damen Shipyards”. После того, как в 2000 году эта компания выкупила семьдесят восемь процентов акций завода, объемы производства выросли в 6 раз. Средний уровень зарплаты составляет 1500-2200 гривень, а для специалистов уникальных специальностей он достигает 6-9 тысяч гривень. Есть договоренности о постройке судов для Одессы и Крыма. Общий же объем заказов на судостроительных заводах Николаева достиг ста миллионов долларов.
- Насколько сложными были переговоры о продаже? Ведь завод был обременен долгами...
- Переговоры шли довольно напряженно. Голландские инвесторы на первом этапе требовали кабальных для государства условий. Так, вся кредиторская задолженность завода по зарплате (5,5 млн. грн.) и перед коммерческими банками (по некоторой информации, $8 млн) должна была погашаться за счет госбюджета. Также новому собственнику разрешалось перепрофилировать предприятие через пять лет. Но нам удалось настоять на своей точке зрения. В итоге инвестор расплачивался по долгам предприятия самостоятельно. С другой стороны, бюджет от продажи получил немного - около 15 млн. грн.
- Насколько высок технологический уровень продукции, которую сейчас выпускает приватизированный завод? Как известно, иностранцы предпочитают налаживать в Украине производство либо сырья, либо полуфабрикатов, а конечную продукцию производят уже в более развитых государствах.
- Вынужден признать, что этой проблемы не избежал и наш завод. На первых порах голландцы действительно предпочитали строить у нас исключительно корпуса, а доводку кораблей проводить на своих предприятиях в Румынии или Голландии. Однако вскоре инвестор убедился, что квалификация наших рабочих достаточно высока и позволяет производить суда “под ключ”.
- Каковы планы относительно других судостроительных заводов? Ведь “Океан” - наименьшее из николаевских кораблестроительных предприятий. Соответственно, реструктуризировать его было проще других.
- Действительно, приватизировать более крупные предприятия - как-то Черноморский судостроительный завод или завод имени 61 коммунара, будет на порядок сложнее. Особенно это относится к последнему предприятию, самому старому из судостроительных производств города: его начали строить даже раньше самого Николаева. Уровень изношенности основных фондов этого завода максимален. Но его руководству удалось найти партнеров в Норвегии, и если правительство включит этот объект в план приватизации, то, скорее всего, норвежцы и станут собственниками предприятия. Что касается Черноморского судостроительного завода, то им интересуется известная российская корпорация “ЛУКойл” и греческая компания “AVIN”. На продажу готовится 90,25 процента акций пакета завода, предполагаемая цена продажи - 300 млн. грн.
- Что подразумевается под планами мэрии “снизить зависимость от одной отрасли”?
- Печальный опыт начала девяностых годов показал, что зависимость от одной отрасли ставит под угрозу экономическую ситуацию в городе, поэтому было принято решение максимально диверсифицировать экономику Николаева. В первую очередь, мы решили использовать портовую инфраструктуру города, стимулировать рост проходящих через Николаев объемов грузопотоков. Скажем, руководство города активно участвовало в работе над “Программой экономического сотрудничества между Украиной и Беларусью на 1999-2008 гг.” и межправительственным договоренностям между государствами. Планируется расширение белорусской номенклатуры грузов в направлении Николаевского порта за счет проката черных металлов, руды, зерна и сульфата аммония.
По нашему мнению, необходимо рационально использовать простаивающие мощности судостроительных заводов. На территории Черноморского судостроительного завода готовятся к запуску мукомольные мощности и маслоэкстракционное производство. Стоимость проекта - 23 миллиона долларов. Здесь же завершено строительство первого в Украине частного перевалочного комплекса “Никотерра”. Однако главным нашим приоритетом становится развитие малого и среднего бизнеса. Мы поставили себе задание обеспечить самый низкий уровень налогообложения для малого и среднего бизнеса в рамках проекта “Николаев - город свободного предпринимательства”. Первыми в Украине мы создали единый офис для регистрации предпринимателей.
- Каковы результаты мероприятий по стимулированию развития бизнеса?
- Если в 1999 году малый и средний бизнес принесли в городской бюджет всего шесть процентов, то в 2002 - уже двадцать. В 2000 году бюджет города составлял 93,4 млн. грн., а в текущем году - уже 271 млн. Городской бюджет стал донором для области и государства. Думаю, это свидетельствует о том, что Николаев постепенно выходит из депрессии, охватившей его в начале 90-х. Дальнейшее же развитие бизнеса упирается в особенности законодательства. Например, чтобы поставить в Николаеве бигборд, необходимо ехать в Киев за подписью в ГАИ. Для получения лицензии на торговлю ликеро-водочными изделиями - снова в столицу. Почему нельзя на месте решать эти проблемы, создав координационный совет и работая в условиях открытости?

  • Киев… Погожий октябрьский день. Со всех концов нашей Родины съехались сюда народные посланцы на Всеукраинское женское вече «За Отчизну, за народ!»[...]
  • Сегодня есть концепция административной реформы, которая, как завершающий этап, предусматривает укрупнение регионов, с тем, чтобы это были самодостаточные структуры, но в то же время способствовали укреплению единства нашего государства[...]