Наверное, некорректно сравнивать
областной центр с городом районного подчинения. Но в материале,
который публикуется ниже, есть черты объединяющие их. Это -
пути решения проблем, которые, как правило общие, если речь
идет о стратегии выхода из кризиса. Тем более, когда речь идет
об инвестициях, СЭЗ и внедрении новейших технологий. Так и здесь.
Николаев - в прошлом один из самых кризисных городов Украины.
Высокая концентрация предприятий военно-промышленного комплекса
сделала его одним из самых засекреченных городов в СССР. Официально
город был "открыт" лишь в 1996 году. Потеря государственных
оборонных заказов особенно болезненно была воспринята промышленностью
города. Однако темпы экономического роста последних трех лет
вселяют оптимизм руководству города. Об этом и состоялся разговор
с мэром Николаева Владимиром Чайкой.
- Какие шаги предпринимает городская власть для выведения экономики
Николаева из кризиса?
- Пытаясь противостоять кризису, руководство города определило
три стратегических направления: создание свободной экономической
зоны, снижение зависимости города от одной отрасли путем развития
малого и среднего бизнеса, использования географического положения
Николаева. Наконец, привлечение иностранных инвесторов. Первый
этап уже осуществлен - закон о СЭЗ принят Верховной Радой в
1999 году. Теперь работаем над привлечением инвесторов из-за
рубежа.
- Президент Украины недавно подверг деятельность свободных экономических
зон критике. Каковы результаты работы николаевской СЭЗ?
- Полагаю, что к нашей СЭЗ критика не относится. За время ее
существования удалось осуществить один из наиболее успешных
инвестиционных проектов в Украине. Речь о приватизации николаевского
завода “Океан” одной из крупнейших судостроительных компаний
Европы - голландской “Damen Shipyards”. После того, как в 2000
году эта компания выкупила семьдесят восемь процентов акций
завода, объемы производства выросли в 6 раз. Средний уровень
зарплаты составляет 1500-2200 гривень, а для специалистов уникальных
специальностей он достигает 6-9 тысяч гривень. Есть договоренности
о постройке судов для Одессы и Крыма. Общий же объем заказов
на судостроительных заводах Николаева достиг ста миллионов долларов.
- Насколько сложными были переговоры о продаже? Ведь завод был
обременен долгами...
- Переговоры шли довольно напряженно. Голландские инвесторы
на первом этапе требовали кабальных для государства условий.
Так, вся кредиторская задолженность завода по зарплате (5,5
млн. грн.) и перед коммерческими банками (по некоторой информации,
$8 млн) должна была погашаться за счет госбюджета. Также новому
собственнику разрешалось перепрофилировать предприятие через
пять лет. Но нам удалось настоять на своей точке зрения. В итоге
инвестор расплачивался по долгам предприятия самостоятельно.
С другой стороны, бюджет от продажи получил немного - около
15 млн. грн.
- Насколько высок технологический уровень продукции, которую
сейчас выпускает приватизированный завод? Как известно, иностранцы
предпочитают налаживать в Украине производство либо сырья, либо
полуфабрикатов, а конечную продукцию производят уже в более
развитых государствах.
- Вынужден признать, что этой проблемы не избежал и наш завод.
На первых порах голландцы действительно предпочитали строить
у нас исключительно корпуса, а доводку кораблей проводить на
своих предприятиях в Румынии или Голландии. Однако вскоре инвестор
убедился, что квалификация наших рабочих достаточно высока и
позволяет производить суда “под ключ”.
- Каковы планы относительно других судостроительных заводов?
Ведь “Океан” - наименьшее из николаевских кораблестроительных
предприятий. Соответственно, реструктуризировать его было проще
других.
- Действительно, приватизировать более крупные предприятия -
как-то Черноморский судостроительный завод или завод имени 61
коммунара, будет на порядок сложнее. Особенно это относится
к последнему предприятию, самому старому из судостроительных
производств города: его начали строить даже раньше самого Николаева.
Уровень изношенности основных фондов этого завода максимален.
Но его руководству удалось найти партнеров в Норвегии, и если
правительство включит этот объект в план приватизации, то, скорее
всего, норвежцы и станут собственниками предприятия. Что касается
Черноморского судостроительного завода, то им интересуется известная
российская корпорация “ЛУКойл” и греческая компания “AVIN”.
На продажу готовится 90,25 процента акций пакета завода, предполагаемая
цена продажи - 300 млн. грн.
- Что подразумевается под планами мэрии “снизить зависимость
от одной отрасли”?
- Печальный опыт начала девяностых годов показал, что зависимость
от одной отрасли ставит под угрозу экономическую ситуацию в
городе, поэтому было принято решение максимально диверсифицировать
экономику Николаева. В первую очередь, мы решили использовать
портовую инфраструктуру города, стимулировать рост проходящих
через Николаев объемов грузопотоков. Скажем, руководство города
активно участвовало в работе над “Программой экономического
сотрудничества между Украиной и Беларусью на 1999-2008 гг.”
и межправительственным договоренностям между государствами.
Планируется расширение белорусской номенклатуры грузов в направлении
Николаевского порта за счет проката черных металлов, руды, зерна
и сульфата аммония.
По нашему мнению, необходимо рационально использовать простаивающие
мощности судостроительных заводов. На территории Черноморского
судостроительного завода готовятся к запуску мукомольные мощности
и маслоэкстракционное производство. Стоимость проекта - 23 миллиона
долларов. Здесь же завершено строительство первого в Украине
частного перевалочного комплекса “Никотерра”. Однако главным
нашим приоритетом становится развитие малого и среднего бизнеса.
Мы поставили себе задание обеспечить самый низкий уровень налогообложения
для малого и среднего бизнеса в рамках проекта “Николаев - город
свободного предпринимательства”. Первыми в Украине мы создали
единый офис для регистрации предпринимателей.
- Каковы результаты мероприятий по стимулированию развития бизнеса?
- Если в 1999 году малый и средний бизнес принесли в городской
бюджет всего шесть процентов, то в 2002 - уже двадцать. В 2000
году бюджет города составлял 93,4 млн. грн., а в текущем году
- уже 271 млн. Городской бюджет стал донором для области и государства.
Думаю, это свидетельствует о том, что Николаев постепенно выходит
из депрессии, охватившей его в начале 90-х. Дальнейшее же развитие
бизнеса упирается в особенности законодательства. Например,
чтобы поставить в Николаеве бигборд, необходимо ехать в Киев
за подписью в ГАИ. Для получения лицензии на торговлю ликеро-водочными
изделиями - снова в столицу. Почему нельзя на месте решать эти
проблемы, создав координационный совет и работая в условиях
открытости?