В минувший вторник Государственная комиссия под
председательством заместителя главы районной государственной
администрации В.И.Меркулова в специальной экономической зоне
"Рени" принимала общестроительные работы по созданию
комплекса предприятия "Лагуна-Рени" по перевалке сжиженного
газа. Это - завершающий этап внедрения инвестиционного проекта
в СЭЗ. Прокомментировать это событие мы попросили мэра города
Сергея Колевича.
Инвестиционный проект "Лагуна-Рени" - один из самых
интересных и самых рентабельных. Реализация проекта осуществлялась
быстро: подготовка - около полугода, затем 8-10 месяцев строительство,
и вот - финишная прямая. Государственную комиссию, правда, ждали
еще в середине марта, потом перенесли на 28 марта. По разным
причинам представители комиссии, которых ждали из Одессы, смогли
приехать только 8 апреля. Теперь предстоит "обкатка"
комплекса в рабочем режиме, на что дается две-три недели и затем
комплекс полностью будет принят в эксплуатацию. Торжественное
открытие - после обкатки, отгрузки, доналадки всего оборудования.
Комплекс (и в этом могли убедиться все) действительно
уникальный. Его аналогов на Дунае нет, как нет и в Украине.
Европейского класса, красивый, удобный, компактный, экологически
безупречный. Кстати, и построен он в СЭЗ буквально на заброшенном
в прошлом участке территории порта, за последним тридцать пятым
причалом. Там раньше было болото, камыши да лягушки. Этот участок
никогда портом не использовался. И вот теперь, сегодня здесь
- производство европейского класса, европейский уровень архитектуры
и дизайна, удобства и благоустройства территории!
Первый наглядный и конкретный результат работы СЭЗ. К этому
нужно добавить что порядка 40-50 человек будут трудоустроены.
Увеличится на 250-300 тысяч тонн перевалка грузов в порту, столько
же дополнительных грузов получит и железная дорога, прибавится
работа для таможни, экспертов, для всех тех, кто так или иначе
будет связан с работой комплекса.
Технология перевалки газа проста и вместе с тем уникальна. Из
железнодорожных цистерн - слив в газохранилище, либо напрямую
- сразу в баржи-газовозы. Второй вариант - перегруз на газовы-автомашины,
емкостью по 20 тонн, с использованием паромного комплекса. С
ростом объемов перевалки грузов в направлении Болгарии, Чехии
и Словакии, будет добавляться количество паромов и количество
автотранспорта. Уникальна сама технология перевозки в небольшие
балканские страны, где газа нет. Погрузившись в Рени, прибыв
в порты этих стран, автомашины-газовозы могут сразу направиться
на 100-200 км вглубь страны, прежде всего, в труднодоступные
и горные районы - быстрая, эффективная доставка газа сразу на
место к потребителю. По такой схеме сегодня никто не работает.
И на Дунае до сегодняшнего дня таких комплексов не было. Вот
он - европейский уровень…
Самое радостное, мы вышли на финишную прямую. Поступательное
движение специальной экономической зоны набирает обороты. Это
главное. А ведь как много было скептиков вначале! Говорили,
и газа у них не будет, и песок не той фракции, и надо бы все
остановить и запретить, потому что конкурентами других являются.
Теперь все это уже позади.
Создание СЭЗ именно в Рени было единственно правильным решением.
Сегодня это начинают понимать. И, слава богу, начинают понимать
на всех уровнях: от порта до Министерства транспорта и Кабинета
Министров: у нас действительно уникальная ситуация для Украины.
Три года назад не понимали, два года назад тоже не понимали,
еще полгода назад не понимали…
Почему СЭЗ нужна была именно в Рени? Да потому, что стратегически
Россия выходит на Дунай. Стратегически Россия хочет построить
порт в Джурджулештах, взять его на 49 лет в аренду. Россия -
самый серьезный конкурент. Поэтому и задача была главной: принять
закон о СЭЗ, привлечь инвестора, поставить уникальные серьезные
комплексы новейших технологий в Рени и привлечь груз под эти
комплексы. Пусть те же россияне, американцы, европейцы отрабатывают
свои деньги в ближайшие тридцать лет. Тогда порт будет загружен,
тогда угрозы порту не будет, стабильность рабочих мест и развитие
будут обеспечены.
Рано или поздно своим портом на Дунае Россия все-равно займется.
Поэтому привлечь интерес России к Рени и было самой важной стратегической
задачей. СЭЗ выполняет эту задачу. Именно это теперь начали
понимать. Сохранить максимально рабочие места в порту, а приумножить
их благодаря десяти-двенадцати генеральным инвесторам, путем
создания комплексов с опережающими технологиями, - стратегия,
которая уже воплощается. Это наша уникальная возможность, которую
надо и можно реализовать. Как видим, мы это делаем.