Подсказка

Подсказка

Наш класс был особенным. Учителя называли его гордостью школы. Это потому, что такого количества отличников и ударников не было ни в каком другом. Но я думаю, что особенность заключалась в другом. У нас каждый чем-то выделялся, как говорят сегодня, был "двинут" на чем-то.
Например, Алик Иванов не признавал учебников по геометрии, все теоремы доказывал сам. Головастый, в больших квадратных очках, он обычно молча сидел, черкал что-то в тетрадке. Потом победно выкрикивал - "есть!" и бежал к учителю математики, Якову Борисовичу, который часто говорил Алику:
- Интересно! Ты нашел оригинальный подход для доказательства!
Коля Тарасов был просто помешан на химии. Наша Наталья Ивановна говорила, что с его знаниями ему на химфаке уже делать нечего. Коля постоянно приставал к нам с вопросами: "А знаешь, что такое…" И далее следовал какой-то термин. Особенно от него доставалось мне, поскольку он знал, что я страшно не любила химию.
Моя подруга Люда Сибгатулина с первого класса писала стихи, с четвертого печаталась в районке и посещала взрослое литобъединение. Стихи так и сыпались из нее, она посвящала их нам, а на уроках даже по математике отвечала в рифму.
Люся Колодина была уникальной зубрилкой. Этот метод учебы она использовала с младших классов и так натренировала память, что ей достаточно было два-три раза прочесть текст в учебнике, чтобы потом воспроизвести его в точности до запятой. Когда она выходила к доске отвечать, мы открывали учебник и с восхищением следили за тем, как точно она устно копирует написанное. А если случалось, что вдруг слово какое-то выпустит, класс хором его вставлял.
Наташа Стешенко славилась круглыми пятерками по всем предметам до тех пор, пока ее папа был председателем райисполкома. А миниатюрная наша красавица с толстой и длинной косищей Лидочка Никитина потрясающе танцевала. Она приехала к нам из Ташкента, где занималась в балетной школе, и мечтала исполнить танец маленьких лебедей, но никак не могла найти себе партнерш.
Федя Бойко говорил, что у него есть дядя - летчик-испытатель. Не знаю, был ли он на самом деле, но про то, как дядя брал его с собой испытывать какой-то самолет, врал складно. Вообще он здорово фантазировал, каждый раз перевоплощаясь то в умного всезнайку, то в забияку, то в потомственного интеллигента. Мы так и не поняли, каким он был на самом деле.

Подсказка

А вот Роза Михайлевич была гением. Настоящим гением подсказки. Ни один урок без подсказки она ответить не могла. Даже самый тихий шепот с задней парты улавливала отлично. Можно было и не шептать, достаточно беззвучно шевелить губами. Она читала по ним безошибочно. Обычно выходила к доске, поворачивалась лицом к классу, и замирала, слегка приоткрыв рот, широко распахнув глаза. Всем своим видом показывала, что готова принять информацию. Кто-либо из нас (а чаще всего ее подруга Галя Крайтор) открывал учебник и, шевеля одними губами, начинал читать текст. Роза тут же его озвучивала. Учителя пытались с этим бороться, ругали нас, говорили, что оказываем девочке медвежью услугу. Но мы думали иначе, и Роза получала, таким образом, свои заветные "троечки".
Однажды на уроке географии Мария Павловна, закончив опрос, объясняла новую тему, посвященную Средней Азии. Географию мы любили и Марию Павловну тоже. Но на уроках всегда вели себя шумно. А в этот раз особенно, поскольку после географии шел английский и к нему нужно было выучить стихотворение на английском. Англичанка сказала, что спросит всех. Поэтому многие бубнили этот злополучный стих. Учительница тщетно пыталась вернуть нас к географии, постукивая указкой по доске. Потом решилась на крайнюю меру: вызвала Розу (которая была самой шумной) к доске и попросила повторить все, что она только что говорила.
Роза с привычным выражением лица повернулась к классу. Честно говоря, никто толком не слышал, о чем шла речь, поэтому все сидели, тупо уставившись на Розу. Только Люда Иванова продолжала шептать английский стих. И Роза, приняв сигнал, во весь голос начала его воспроизводить. Она не смутилась хохота класса, продолжала искать глазами нужный сигнал, поскольку учительница настаивала на своем, и, наконец, нашла. Федя что-то прошептал, и Роза произнесла запомнившуюся всем нам на всю жизнь фразу:
- Сыр-Дарья и Аму-Дарья - соленые озера.
Урок, конечно, пришлось заканчивать раньше времени.
Списывать она тоже умела гениально. Незаметно, точно, буковка в буковку. Заглянет в тетрадку на соседней парте и как бы зафиксирует глазами написанное. Потом точно воспроизведет, со всеми ошибками и запятыми. Но однажды, на контрольной по математике, ей крупно не повезло. Впереди уселся Пашка Дронов, самый здоровый парень в нашем классе. Он надежно загородил своей спиной тетрадь - Розе ничего не видно. Однако она решила не сдаваться. Подвинувшись на край парты, она приподнялась и стала заглядывать за Пашкино плечо. Она так сосредоточилась на этом, что даже не заметила, как сосед по парте Валерка Климачев тихонько подталкивает ее. И когда она уже почти добралась глазами до исписанного листа, Валерка резко толкнул ее, и в следующую минуту тишину сосредоточенного на контрольной класса разрядил грохот падающей Розы, а следом - дружный хохот.
…Много лет прошло с тех пор, как мы окончили школу. Когда встречаемся, всегда вспоминаем нашу Розу, с которой было связано много веселого и смешного в нашей школьной жизни.
Н. Яковлева

  • Мы не должны забывать о роли, которую Киев и Киевская Русь сыграли в истории России и всей Восточной Европы. Достаточно сказать, что для Русской Православной Церкви Киев является крещальной купелью[...]
  • Бизнесмены, желающие без проблем разрешить споры с налоговой, часто попадаются на удочку "предприимчивых" граждан. Крупная рыба ловится с помощью объявлений буквально следующего содержания "Адвокат: споры с налоговой, уголовные дела". Помощь такие юристы, понятное дело, оказывают не бесплатно. А схема объегоривания следующая[...]