Армейские "язвы": будем "резать по живому"…

По большому счету, дисциплина в воинских частях упала. Повсеместно, по всей Украине, на порядок в армейском строю, разумеется, существенно повлияло общее неблагополучие в государстве. Ведь под ружье становятся отягощенные физическими и моральными изъянами люди, которых армейский устав не в состоянии кардинально переделать. Поэтому процветает дедовщина в самых чудовищных ее проявлениях, что является причиной самоубийств молодых солдат, попавших под ее пресс, дезертирств, зачастую массовых. Печально, но командиры частей всячески затушевывают тот или иной конфликт, не выносят сор из избы, усугубляя ситуацию, потворствуя распоясавшимся "дедам". А ведь пара-тройка показательных процессов над "дедами" и соответствующий срок в дисбате, а то и в тюрьме, глядишь, заставили бы почесать в затылках остальных. Увы, этого не происходит.
Теперь в Вооруженных силах Украины появилась новая структура - Военная служба правопорядка. Иными словами, создается военное правоохранительное специальное подразделение. О его необходимости, задачах, функциях и перспективах, о многочисленных проблемах рассказывает начальник территориального управления Военной службы правопорядка генерал-майор Виктор Шевченко.

Еще одна армейская язва - поведение офицеров. Позорящих офицерский мундир немного, но они есть. Прежде всего, это пьянство. Скверно, когда пьян садовник. Очень плохо, если "поддал" шофер. Возмутительно видеть врача навеселе. Но выпивший офицер - это должно рассматриваться, как чрезвычайное происшествие. А разве редки случаи, когда офицер неделями держит подчиненных на строительстве дачи или гаража, когда начпрод тащит со склада ящик тушенки, когда начфин бесплатно ремонтирует свое авто в полковом гараже?.. Мы уже не говорим о частых случаях рукоприкладства со стороны офицеров и прапорщиков, об унижении человеческого достоинства солдата. А расхищение оружия, боеприпасов?..
Словом, армейская дисциплина нуждается в немедленном, неотложном укреплении. Иначе наша армия рискует превратиться в сборище случайных людей, по недоразумению одетых в военную форму.
Все вышеперечисленное, конечно же, хорошо известно и Министерству обороны, и Генштабу, и главнокомандующему. Поэтому и появился на свет Закон о Военной службе правопорядка. Я сейчас перечислю только основные функции нашей структуры и станет понятно, насколько трудоемкая и хлопотная предстоит нам работа. Мы должны выявлять причины и обстоятельства преступлений, совершенных в воинских частях и на военных объектах, разыскивать и возвращать в часть дезертиров, охранять общественный порядок и воинскую дисциплину в частях, подразделениях, а также на улицах и в общественных местах военных городков. Кроме того, на нас лежит обязанность обеспечения дорожного движения военных транспортных средств. Наконец, мы ответственны за исполнение наказания: будь то содержание военнослужащего на гауптвахте или в дисциплинарном батальоне. Наша задача также - противодействие диверсионным и террористическим проявлениям на военных объектах, обеспечение выполнения условий комендантского часа. И это не полный перечень наших обязанностей...
Как все это будет выглядеть? Придется "резать по живому". К примеру, в части - уголовно наказуемое преступление. Приехал офицер Службы правопорядка, проводит дознание. Допустим, он в звании старшего лейтенанта. Вполне вероятно, на него будет давить командир части, скажем, подполковник. Возникает масса тонкостей и нюансов в их взаимоотношениях. Может случиться так, что на воинской карьере принципиального лейтенанта будет поставлен жирный крест. Если подполковник постарается. А представим такую ситуацию. Служба правопорядка задержала разбуянившегося офицера внутренних войск. Куда его доставлять? В свою дежурную часть или все же в милицию? И таких примеров можно привести немало.
Итак, новая структура создана. Реально ли сегодня запустить ее на полную мощность? Вряд ли. Начнем с численности личного состава. В Законе о Службе правопорядка сказано, что численность СП должна составлять полтора процента от численности Вооруженных сил. Для Украины это 4700 человек. Есть ли они сегодня? Увы, нет. Структура эта специфическая. Здесь никак не обойтись без спецподготовки офицеров и прапорщиков. Во главу угла должна быть поставлена правовая подготовка. Человек должен знать юриспруденцию, быть хорошим психологом.
Во Львове создан учебный центр по подготовке кадров для новой структуры. Весь курс рассчитан... на 3 месяца. Достаточно ли такой учебы? Тем более что в вышеназванном законе четко сказано: "...создание Службы правопорядка объясняется... необходимостью реформирования функций воинского органа дознания относительно к требованиям сегодняшнего дня".
А дознание дилетанту поручать нельзя, опасно!
Сегодня в Службе правопорядка - некомплект. И если для несения патрульно-постовой службы вполне сгодятся и солдаты "срочники", то для остальных многочисленных функций безоговорочно требуются подготовленные контрактники. Это вообще больная тема для армии. Контрактнику надо платить. А пока, по нашим сведениям, ефрейтор на первом году службы будет получать 360 гривень, а на десятом - 430. А младший сержант соответственно 386 и 483. Вряд ли такими деньгами заманишь контрактника в часть.
Без сомнения, за новую структуру в Вооруженных силах Украины обеими руками голосуют и будут голосовать родители солдат и семьи военнослужащих. У них появилась надежда, что наконец-то в воинских частях будут защищены честь, достоинство, а может быть, и жизнь солдат. Конечно, Военная Служба правопорядка не в состоянии сегодня враз поменять все к лучшему, но укреплять воинскую дисциплину начнем уже сейчас. Кстати, Военная Служба правопорядка подчиняется только министру обороны и начальнику Генштаба.

  • В программе «Однако» московского телевидения, вызвавшей «международный скандал», так ничем и не закончившийся, Михаил Леонтьев обнародовал сведения, которые затем так и не были опровергнуты[...]
  • Остров Змеиный, - потенциально "горячая точка" на теле Украины, - постоянно подвергается искусственному обострению политических конфликтов с соседней Румынией. История эта имеет глубокие корни[...]